Недавно в Женеве состоялось очередное заседание Рабочей группы по вступлению Украины в ВТО. Киев подписал почти все двусторонние протоколы, необходимые для вступления. Кроме того готов обновленный вариант отчета Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины на вступление в ВТО. «Эі» попросили детализировать итоги и обрисовать перспективы вступительного процесса ведущего «вэтэошного» переговорщика, замминистра экономики Валерия Пятницкого.
— У Вас на руке часы с эмблемой ВТО...
— Мне подарили их в ходе министерской конференции ВТО в 1998 году, которая проходила в Женеве. По иронии судьбы батарейка в часах села примерно тогда, когда Украина на некоторое время приостановила переговоры по вступлению (пауза была с 1998-го по 2000 г.— Авт.). В 2000 году, на первом заседании Рабочей группы, я ее поменял. Заряда у нее осталось немного, и я очень надеюсь, что мне его хватит до вступления Украины в ВТО.
— То есть Вы подтверждаете прогноз правительства, что нам удастся вступить до конца 2006 года?
— Это абсолютно реально. Помешать могут разве что какие-то форс-мажоры.
— Недавно Украина подписала последний из «тяжелых» двусторонних протоколов — с Австралией. На какой все-таки размер квоты она согласилась? Те ли это 260 тыс. т в год, о которых шла речь ранее?
— Да, сам размер квоты именно такой. Но мы перевели переговоры с Австралией в несколько другую плоскость. Их волновал не только объем, но и механизм перераспределения. Ведь если он непрозрачный, можно оказаться без доступа к рынку. Мы сделали его прозрачным, причем учли интересы как традиционных поставщиков, так и потенциальных. Первые получат 80% квоты, вторые — 20%. Сейчас основные оки на мировом рынке тростникового сахара — Бразилия, Куба и Таиланд. Австралийский сырец на украинский рынок сейчас вообще не попадает. Но ведь это не значит, что наш рынок не заинтересует их в будущем. Такие страны как Австралия, США и ы ЕС мыслят системными категориями, учитывают не только текущую ситуацию. При этом наш вариант позволит соблюсти интересы отечественных производителей.
— Взяли ли мы на себя обязательства насчет общей суммы внутренней поддержки АПК?
— Сумма до сих пор не согласована. Это отдельная тема многосторонних переговоров. Мы хотим отстоять общую корзину, которую будем распределять динамически. Что касается суммы, то до сих пор длится дискуссия насчет базового периода. Мы предлагаем 1994-1996 годы (сразу после подачи Украиной заявки на вступление в ВТО). ы же Рабочей группы настаивают на периоде с самим низким уровнем поддержки — 2000-2002 годы. Однако предлагаемая нами сумма — $1,14 млрд. — не такая уж большая. Если сравнивать с Евросоюзом (EUR200/га), так у нас на такую поддержку не то что бюджета, ВВП не хватит. К тому же мы открываем этот рынок (средневзвешенный тариф будет снижен до 11%), так что нам нужны инструменты поддержки своих производителей.
— Кыргызстан грозился «не пустить» нас в ВТО из-за долгов времен СССР в $27 млн...
— С Кыргызстаном переговоры еще не завершены. Но что касается долгов, официальная позиция Бишкека заключается в том, что они не ставят вступление Украины в ВТО в зависимость от погашения долгов. По остальным вопросам проблем также не должно быть. У нас есть соглашение о свободной торговле с Кыргызстаном. (В принципе, ВТО не запрещает создание региональных торговых объединений, есть даже отдельный комитет, который их изучает). Так что создать для них еще более благоприятный режим нельзя — импортных ставок ниже нуля не бывает.
— А у Бишкека уже нет вопросов по поводу антидемпинговой 38,31%-ной пошлины в отношении их электрических ламп?
— Антидемпинговые расследования — нормальный механизм, разрешенный ВТО. На сегодня проблемы с киргизскими лампочками на украинском рынке нет, примененные меры ликвидировали ее. Причем заинтересованная сторона вправе обратиться к нам с просьбой о пересмотре. Опять же в рамках ВТО существует прекрасная система урегулирования споров.
— 5 июня Вы подписали протокол с Египтом. Раньше министр экономики Арсений Яценюк говорил, что «они хотят платить меньше за отдельные услуги». О каких услугах шла речь?
— О плате за регистрацию медицинских препаратов. В Украине она одинакова для отечественных и зарубежных производителей и зависит только от вида упаковки и т.д. Они хотели платить меньше. Очевидно египетские бизнесмены подняли этот вопрос, власти вынуждены были как-то реагировать, отстаивать национальные интересы — ведь в этом, собственно, суть торговых переговоров. В феврале закончились переговоры, мы встречались с их Ассоциацией фармацевтов. Убедили, что наш рынок весьма привлекателен, и текущий уровень платы за регистрацию не является барьером для вхождения. Тем более что у всех равные возможности — ведь, скажем, швейцарские производители платят столько же.
— Тогда о чем законопроект «О внесении изменений и дополнений к некоторым законам» (для обеспечения защиты неразглашаемой информации при регистрации лекарств и т.д.)?
— Этот законопроект не касается регистрационных сборов. В нем отображены другие нормы и требования. В частности, речь идет о защите информации, которая подается при регистрации лекарственных средств. Так, согласно законопроекту, каждый заявитель должен будет предоставить свой полный пакет необходимой для регистрации документации. Это создает равные условия конкуренции и является нормальным принципом для Европейского Союза, США и других стран.
— Вы говорили, что «с Колумбией уточняли процедуру распределения квоты». Какой квоты?
— Да все той же «сахарной». Переговоры несколько затянулись по причинам бюрократического характера. В Украине, скажем, мы довольно быстро можем получить необходимые полномочия на подписание протокола. У них же очень сложная процедура получения полномочий — вначале МИД, потом правительство, затем документы рассматривает еще и президент.
— С Панамой Вы уточняли «формулировки в сфере налогообложения». Какие именно? Исключение из перечня оффшорных зон, как с Кипром?
— Панама была исключена из перечня оффшоров еще постановлением Кабмина от 1 апреля 2005 года (при расчете обязательств по налогу на прибыль импорт из оффшоров включается в валовые расходы лишь на 85%, что эквивалентно дополнительной 3,75%-ной пошлине.— Авт.). С этим государством у нас нет договоренности, чтобы мы исключили его из данного перечня навсегда. Мы берем на себя обязательства строго следовать нормам ВТО в сфере налогообложения. С другой стороны, есть национальное законодательство, и если некая страна подпадает под какие-то условия, тут «ничего личного».
— Кстати, насколько велика доля политики в подписании протокола с США? Ведь как раз прошел «испытательный срок» новой власти, и Штаты предоставили нам статус страны с рыночной экономикой и отменили поправку Джексона-Вэника...
— Да, события в политической жизни, которые произошли, привлекли внимание. События конца 2004 года были мирового масштаба. Газеты, телевидение — везде была Украина. Сам по себе интерес к стране сыграл, конечно, определенную роль. Кроме того, для стран, которые работают системно, большое значение имеют не только взятые обязательства. Важна системная работа — как законы проходят через Раду, насколько правительство демонстрирует волю достичь некого результата. Важно выполнение обязательств. Здесь присутствуют иностранные компании, которые видят, скажем, как не выполняются какие-то таможенные или налоговые правила, как в переходах торгуют скими дисками, как судебная система должным образом не реагирует на нарушения законодательства.
— Вы упомянули законы. Для выполнения взятых обязательств по ВТО необходимо принять еще 17 законов. А если не получится?
— Одновременное принятие всех законов страной-кандидатом — это недостижимый идеал. Принцип примерно такой: должны быть приняты базовые законы, включая законы, закрепляющие наши обязательства, которые вступают в силу с момента вступления Украины в ВТО. Как Таможенный кодекс, например, или законы о защите прав интеллектуальной собственности. Однако нам не хватает уже технических законов. Если есть договоренность о постепенной либерализации каких-то секторов, этого может быть достаточно. Я не готов сейчас гарантировать, что так оно и будет. Но есть некоторые поводы говорить о том, что словесные обязательства могут быть восприняты. Переговоры будут завершены, и пакет документов будет подан в Генеральный совет ВТО, как только базовые законы будут приняты.
— А ы Рабочей группы разве не помнят, в каких условиях принимались «вэтэошные» законы прошлым летом?
— Но ведь некоторые были приняты. Среди них — масштабные изменения к Таможенному тарифу. Все остальные обязательства уже существуют в виде законопроектов, причем ы ВТО с ними ознакомлены. Да, сейчас их может испугать отсутствие коалиции и правительства. Страна переживает период становления нового формата формирования правительства, и это вызывает вопросы. Но для того мы и работаем, чтобы подобные вопросы снимать.
— Каковы перспективы рассмотрения необходимых законов новым составом парламента? Некоторые эксперты считают, что они как минимум не улучшились...
— Состав обновился примерно на две трети. Возможно, там появились новые, более эффективные лоббисты. Поскольку парламент еще не стал работать, пока сложно судить об этом. Но сейчас разрабатывается коалиционное соглашение, и оно должно быть, по идее, посвящено совместному достижению каких-то результатов. Если ство в ВТО будет в списке, то это будет согласованным интересом, и проблем с принятием законов не возникнет.
— Прошлогоднее снижение тарифов — в пояснительных записках упоминалось, что это тарифное предложение по состоянию на 2001 год. Значит ли это, что некоторые пошлины могут быть снижены еще?
— Страны договариваются не о конкретных уровнях тарифов, а о верхней границе. После завершения переговоров мы получим диапазоны, в рамках которых можно будет работать. Некоторые тарифы могут быть снижены, некоторые — повышены. Но высокими пошлинами нельзя злоупотреблять, иначе не будет конкуренции. Ведь с некоторыми странами созданы зоны свободной торговли. А если с одной стороны пошлина нулевая, платить десятки процентов с другой никто не будет. Либо эти потоки пойдут через зоны, либо в виде «серого» импорта.
— Распоряжением №10-р от 12 января Кабмин утвердил план мероприятий по нейтрализации возможных негативных последствий вступления Украины в ВТО. Почему так поздно?
— Вопросы, связанные с конкурентоспособностью, рассматриваются всегда. Цель этого документа, скорее, опять привлечь внимание к этим вопросам. Многие производства просят их защитить, но почему бы им не задуматься о качестве своей продукции? По цене она зачастую конкурентоспособна, а вот по качеству... Недавно одна водочная компания получила сертификат ISO, гарантирующий соблюдение определенных стандартов в ходе всего цикла производства. Они потратили на это миллионы (подготовка всего персонала и т.д.), но теперь могут продавать свою продукцию по всему миру.
— В документе всплыли некоторые интересные обязательства. Например, снижение пошлины на экспорт лома черных металлов с нынешних EUR30/т до EUR5/т в течение пяти лет. Но ранее речь шла о снижении до EUR18/т до 2007 года — то был пробный шар или нам навязали дальнейшее снижение?
— Одним из требований ов Рабочей группы было существенное уменьшение пошлин на экспорт лома черных металлов. На переговорах делегация Украины согласовала переходные периоды уменьшения ставок экспортных пошлин в интересах национальных производителей металлургической промышленности. Сегодня наступило то время, когда производители металла и заготовители лома должны строить свои взаимоотношения на основе рыночных механизмов.
— 22 марта Арсений Яценюк пообещал в месячный срок передать ВТО окончательный вариант отчета Рабочей группы. Каковы успехи?
— Документ был готов в начале апреля, мы его распространили. Мы даже провели ряд двусторонних консультаций, чтобы учесть пожелания стран.
— Вы упоминали о конференциях ВТО. Нынешние переговоры в рамках Дохийского раунда развития как-то чувствуются в наших вступительных переговорах? Или, быть может, жесткий график внутренних переговоров отвлекает ресурсы ов организации от общения с кандидатами на вступление?
— Конечно, если идет системный переговорный процесс, избежать влияния нельзя. Вовлечены все страны, и зачастую одни и те же люди ведут переговоры и в рамках ВТО, и с кандидатами. Нужно находить время, и его количество будет тем больше, чем более важна страна-кандидат в ы ВТО как торговый партнер. К счастью, Украина — потенциально серьезный ок как минимум в регионе. Кроме того, поиск какого-то консенсуса внутри организации переносится и в переговорный процесс со странами, которые желают вступить. Если страны о чем-то договариваются, они станут требовать это и с кандидата. Ведь переговоры внутри системы длятся несколько лет, вступление тоже. Как только система правил и принципов утверждается в новом формате, страна-претендент должна гармонично вписаться.
— Вот вступим мы, и чем тогда Вы будете заниматься?
— Я лично? Процесс переговоров с ВТО — непрерывный. Организация постоянно находится в развитии. Сейчас идут переговоры в рамках раунда Доха. А некоторые вопросы появляются уже по ходу. Например, недавно Еврокомиссия распространила проект соглашения по экспортным ограничениям. На сегодняшний день нет четких правил, которые регламентировали бы экспортные ограничения. Обычно протекционистская политика состоит в том, что страны защищают свой рынок от импорта. Они воздвигают барьеры, тарифы и квоты, а если не помогает — вводят защитные меры. А вот, наоборот, ограничение своего экспорта (тарифами) не регулируется никакими соглашениями. Кроме того, ство в ВТО — это не простое соблюдение уже существующих норм. Это постоянная работа в комитетах ВТО, участие в процедурах решения споров, отстаивание национальных интересов в раундах многосторонних переговоров, постоянный контакт и информирование стран-членов ВТО о развитии национального законодательства в сфере торговли.
— Каковы перспективы создания зоны свободной торговли с Евросоюзом после вступления в ВТО? Есть ли смысл ввязываться в некие региональные торговые соглашения с кем-то еще? Например, что сейчас с тем же ЕЭП?
— Вступление в ВТО практически является предпосылкой дальнейшего углубления сотрудничества с Европейским Союзом. Мы уже работаем над форматом этой зоны. Как только завершится вступительный процесс с ВТО, можно будет полностью заняться этим. Думаю, переговоры займут где-то два-три года. Причем переговоры по тарифам можно провести очень быстро. Больше времени понадобится на согласование правил применения нетарифных ограничений и защитных мер. Что касается Единого экономического пространства, то с учетом сегодняшних приоритетов, максимум, на который может пойти Украина,— это зона свободной торговли без изъятий и ограничений. К сожалению, остальные участники ЕЭП настроены на создание таможенного союза, участие в котором автоматически заблокирует возможность создания таможенного союза с ЕС. Эксперты от Украины постоянно участвуют в разработке соглашений, которые формируют ЕЭП. В то же время — и это признается всеми странами — соблюдение норм и принципов ВТО ставится во главу угла в переговорах по созданию ЕЭП.
Персона
Пятницкий Валерий Тезиевич родился 19 апреля 1962 г. Окончил Киевский государственный университет им. Шевченко по специальности «Экономическая кибернетика». Кандидат экономических наук, доцент. Работу в исполнительной власти начал в 1996 г. — вначале заместителем начальника, затем начальником управления многостороннего экономического сотрудничества Министерства внешних экономических связей и торговли. С 2003 г. — государственный секретарь, первый заместитель министра экономики и по вопросам европейской интеграции. С ноября 2005 г. — заместитель министра экономики.
Инф. e-finance.com.ua
Валерий Пятницкий считает абсолютно реальным вступление Украины в ВТО до конца 2006 года
2006-06-21 08:12:00
Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.
WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open. WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch. OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy. Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна. |
Related News / Новини рубрики:
Die Weltbank wird der Ukraine 662 Millionen US-Dollar zur Unterstützung des Sozialschutzes zur Verfügung stellen
НБУ отримав підтримку Інституту національної пам'яті для перейменування «копійки» на «шаг» Україна отримає €4,1 млрд підтримки від Єврокомісії в рамках ініціативи Ukraine Facility Біткоїн встановлює нові рекорди: курс перевищив $90 тисяч США надали Україні $1,35 млрд гранту для гуманітарних та соціальних потреб Vor dem Hintergrund des Wahlsiegs von Donald Trump erreicht Bitcoin neue Höhen Україна отримає $1,37 млрд від Світового банку для підтримки державних видатків через проєкт PEACE in Ukraine Trump's return to the White House: a record increase in wealth for the world's richest people Ukraińcy ustanowili rekord zakupu waluty w październiku 2024 r Six nouvelles entreprises de l'industrie de transformation ont reçu près de 35 millions de hryvnias d'aide de l'État |