Легко ли найти $1 млрд.? Даже для самого богатого человека мира Билла тса или супердержавы США это непросто. Для государств победнее, фирм поменьше это вообще нереальная задача.
По уровню жизни и доходов, интенсивности инвестиционных и технологических потоков Украина явно не входит даже в Топ-50 стран мира. А вот депутаты Верховной Рады ведут себя так, как будто Украина вот-вот расширит Большую Восьмерку. Они предлагают правительству Юрия Еханурова изыскать около $1 млрд. (5 млрд. грн), т. е. на эту сумму увеличить доходную часть бюджета и его дефицит. Если бы удовлетворить все популистические предложения депутатов, то бюджет должен был бы вырасти на 100 млрд. грн или на $20 млрд. (для удобства возьмем курс $1 = 5 грн). При таком подходе к государственным финансам Верховная Рада превращается в главного врага курса на оранжевую, т. е. свободную, либеральную экономику в Украине.
Виктору Пинзенику и его коллегам предстоит очень трудная борьба за восстановление здравого смысла в бюджетной политике. Верховная Рада отражает укоренившиеся в украинском обществе традиции халявы, т.е. получения чужих бюджетных денег на свои программы и проекты. Те, кто настаивают на увеличении бюджета, по-правде говоря, реализуют следующую схему поведения. Они считают аморальным насильно забирать у соседа корову или машину. Они осуждают воров и насильников. Однако если аналогичная операция по конфискации чужих активов проходит через бюджет, то они этому аплодируют. Более того, они на этом настаивают.
Правительство Украины понимает сложность вызовов фискальной политики. Кравчуковско-кучмовское наследие действительно тяжелое. Растущие социальные выплаты, стареющая инфраструктура, острый дефицит новых технологий требуют постоянного роста госдоходов. Т.е. надо либо брать в долг, либо повышать налоги. Ресурс и того, и другого практически исчерпан. Чтобы повысить конкурентоспособность экономики в целом и украинских товаров, правительство обязано снизить налоги, упростить налоговую систему и начать жить со сбалансированным бюджетом. Именно эти меры позволят Украине повысить темпы экономического роста, что должно дать больше налоговых поступлений при неповышении налогов. Но это задача гораздо сложнее, чем организация питания для участников майданных событий. На следующий год правительство Украины запланировало существенный объем доходов (118,7 млрд. грн) и расходов (127,4 млрд.) при ВВП в 524,9 млрд. грн. Расходы на обслуживание долга превышают 16% всего бюджета. Увеличение дефицита бюджета с 1,9% до 3% ВВП - это жизнь в долг на огромную сумму, равную 15,4 млрд. грн (около $3 млрд.). Его финансирование означает отвлечение ресурсов от социальной и инвестиционной составляющей бюджета. Для справки, по состоянию на 31.08.2005 г. прямой государственный долг составил $12,96 млрд.
Эксперты украинского CASE и многие международные эксперты весьма скептически относятся к плану правительства по экономическому росту. Они прогнозируют, что официальный план по объему ВВП (436 млрд. грн) не будет выполнен. ВВП по итогам 2005 года составит 416,2 млрд. грн. Соответственно разными выглядят оценки доходов бюджета. По официальным данным они составят 133,4 млрд. грн, а по версии CASE - 129,4 млрд. грн или 31,1% ВВП (без учета Пенсионного фонда (ПФ) и Фонда социального страхования (ФСС)). Власти считают, что расходы консолидированного бюджета в 2005 г. будут 136,8 млрд. грн, что, по оценке независимых аналитиков, составит 32,9% ВВП. Разные оценки работы экономики и бюджета приводят к разнице в дефиците бюджета в 1% ВВП (0,8% - официальный прогноз, 1,8% - CASE). При суммировании этих расходов с выплатами из ПФ и ФСС мы получаем чрезвычайно высокую общую налоговую нагрузку на украинскую экономику в размере 40-41% ВВП (по итогам 2005 г.).
С учетом демографической ситуации в Украине нагрузка на бюджет со стороны Пенсионного фонда будет увеличиваться. В 2005 г. на покрытие дефицита ПФ предусмотрено потратить 12 млрд. грн. В будущем эта сумма будет еще больше. Расходы Фонда социального страхования (одноразовая помощь при рождении ребенка) также выросли примерно на 3 млрд. грн в год. Многие депутаты хотят увеличить расходы на сельское хозяйство, поддержку промышленных предприятий и инфраструктуру. Они игнорируют тот факт, что дальнейший рост расходов - это удар под дых реальному сектору экономики. Рост ВВП страны и так резко замедлился. Напомним, что в августе этого года экономика страны впервые за последние пять лет упала на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. За 8 месяцев 2005 г. ВВП вырос всего на 2,8% (год к году). Это значит, что собрать запланированный объем доходов в бюджет будет крайне проблематично.
В такой ситуации сбалансировать бюджет, как это было в 2000 г., становится задачей абсолютно нереальной. Резко снижается вероятность уменьшения налоговой нагрузки. При сокращении ставки НДС, переходе на единый социальный налог и сохранении текущего уровня расходов, украинские госфинансы споют трагические романсы: дефицит бюджета может увеличиться на 4-4,5% ВВП. А это прямая дорога к глубокому финансовому кризису и развалу государственной системы. С другой стороны, если же реальному и финансовому сектору не снизить налоговой нагрузки, он заплатит государству той же монетой - не будет платить налоги.
Итак, для Украины в некотором роде пришло время "Ч". Время принятие главного финансового документа страны. Время выявления истинных патриотов и иждивенцев - оппортунистов. "Оранжевые" патриоты выступают за сбалансирование бюджета и сокращение налогов, за отказ от госинвестиций и более эффективные социальные программы. Многие депутаты Верховной Рады продолжают действовать как временщики. Их позиция по бюджету выглядит так, как будто Украина - не их родной дом, а временное пристанище: "Будет плохо - уеду в теплые, богатые края. Заодно прихвачу кусок бюджетного пирога".
К сожалению, даже предложения министра финансов В. Пинзеника не адекватны тем вызовам, которые сегодня стоят перед Украиной. Его бюджет - это попытки латать дырки в рвущемся, прогнившем кафтане. "Латать" при помощи тех инструментов, которые не в состоянии поднять страну со дна европейской экономики. Украине нужна системная, глубокая реформа сразу трех компонентов государственной системы: бюджетной, налоговой и пенсионной. Без этого предложения реформаторов обречены. Они потонут в не потерявшей власть и влияние украинской номенклатуре. Для нее общие расходы государства в 41-42% ВВП - это не громкий сигнал "Опасность!" Это гарантия сохранения своего привилегированного положения у бюджетного "корыта".
Сводный бюджет Украины в 1995 - 2004 годах, млрд. гривен
Год
|
Бюджет
|
В % ВВП
|
||||
Доходы
|
Расходы
|
Дефицит (-)/
профицит (+)
|
Доходы
|
Расходы
|
Дефицит (-)/
профицит (+)
|
|
1995
|
20,7
|
24,3
|
-3,6
|
38,0
|
44,6
|
-6,6
|
1996
|
30,2
|
34,2
|
-4,0
|
37,0
|
41,9
|
-4,9
|
1997
|
28,1
|
34,3
|
-6,2
|
30,1
|
36,7
|
-6,6
|
1998
|
28,9
|
31,2
|
-2,3
|
28,2
|
30,4
|
-2,2
|
1999
|
32,9
|
34,8
|
-1,9
|
25,2
|
26,7
|
-1,5
|
2000
|
49,1
|
48,1
|
1,0
|
28,9
|
28,3
|
0,6
|
2001
|
54,9
|
55,5
|
-0,6
|
26,9
|
27,2
|
-0,3
|
2002
|
61,9
|
60,3
|
1,6
|
27,4
|
26,7
|
0,7
|
2003
|
75,3
|
75,8
|
-0,5
|
28,5
|
28,7
|
-0,2
|
2004
|
91,5
|
102,5*
|
-11,0
|
26,5
|
29,7*
|
-3,2
|
* Включая кредитирование с учетом погашения
e-finance.com.ua