Сегодня на мировых биржах нефть колеблется вокруг отметки $48 за баррель. Для стран-экспортеров это серьезный удар, а вот для украинского бизнеса — вызов и новые возможности.
Сегодня на мировых биржах стоимость нефти колеблется вокруг отметки $48 за баррель, и даже краткосрочные скачки вверх вызывают оптимизм у трейдеров. Такая реакция не удивительна — котировки с разной скоростью снижаются на протяжении двух лет. В феврале этого года черное сырье установило антирекорд, опустившись до $27 за баррель. Для стран-экспортеров это серьезный удар, а вот для украинского бизнеса — вызов и новые возможности.
В феврале глава международной нефтедобывающей компании BP горько шутил, что скоро все бассейны мира будут заполнены никому ненужной дешевой нефтью. Украина же не входит в число крупных нефтедобытчиков.
Перерабатывающих заводов здесь тоже немного. Потому до недавнего времени ценой на нефть в стране открыто интересовались только автомобилисты и логисты. Впрочем, нефть неспроста фигурирует во всех сводках деловых новостей. Падение цен на энергоноситель увеличивает возможности экспортеров, но в то же время обостряет конкуренцию на мировом рынке за счет прихода новых игроков.
Приведу пример. Помните февральскую цену в $27 за баррель? Она тут же отразилась на стоимости доставки грузов — морские перевозки стали более доступными, а некоторые компании решили отказаться от кратчайшего морского пути в Азию через Суэцкий канал. Единоразовый проход через эту транспортную артерию обходится трейдерам в круглую сумму, превышающую $100 тыс. Дешевая нефть сделала лишние две недели пути вокруг Африки более выгодным вариантом логистики по сравнению с платой за проход через канал.
Похожая ситуация с фрахтом. Представьте крупногабаритное судно класса "Panamax". Эта машина способна перевозить грузы по 60-80 тыс. тонн. 10 лет назад фрахт такого судна по маршруту из порта "Южный" в Египет обходился трейдерам в $40 за тонну груза. Сейчас же за его аренду придется заплатить ставку в размере $5-6 за тонну. Получается, что путь в Египет для украинского зерна подешевел в несколько раз. Причин для семикратного снижения ставок несколько. В их числе спад в мировой экономике, последующее снижение спроса на морские перевозки и, конечно же, стоимость топлива — нефти.
Но есть и другая сторона медали. Дешевая нефть сделала традиционные для Украины рынки сбыта более доступными и для других поставщиков. Мировая торговля стала более тесной, а конкуренция — ожесточенной.
Так, благодаря дешевому топливу и фрахту бразильские агротрейдеры стали более активны на рынках Азии и Средиземноморья, предлагая там свою сою и кукурузу. Там они заставили поволноваться традиционных поставщиков — в том числе, украинских. И если мировые компании учились действовать в режиме "американских горок" с конца 1990-х годов, то отечественный бизнес только сейчас усваивает уроки экстремального вождения.
Но это не все. Спад в нефтяном секторе затронул и очень узкие сегменты украинского рынка. В их числе — производство микросферы. Это самый маржинальный вид золошлаковых отходов, который образуется в процессе сгорания угля на ТЭС. Мировой рынок микросферы достаточно узкий, игроков немного. Производство этого продукта составляет всего 100 тыс. тонн в год, 30-50% из которых закупают нефтегазодобывающие компании. При стабильном рынке нефтедобытчики платили за тонну такого сырья более $1000. В дальнейшем этот материал используется в производстве тампонажных материалов для нефтяных скважин, буровых растворов и взрывчатых веществ. Снижение инвестиций в разведку запасов и бурение новых скважин тут же сказалось на продажах микросферы — они сократились. Речь идет о потерях, измеряемых десятками тысяч тонн. Потребителей стало мало, потому производители микросферы активно включились в борьбу за каждого.
Нестабильная нефть преподнесла украинским экспортерам немало сюрпризов. Кто-то из них смог воспользоваться ситуацией и освоить новые рынки сбыта. Иностранные производители тоже времени не теряли и появились на традиционных украинских рынках. Низкая стоимость энергоресурсов задала всей мировой торговле новые правила игры, и отечественным компаниям придется заново учиться по ним играть.
Сергей Мельниченко
директор по продажам UMG
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua