В строительной отрасли Украины конъюнктура довольно благоприятна: в январе—июне 2006 года выполнен объем работ на 15 млрд. гривен, что на 7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Почти ина этого общегосударственного объема приходится на предприятия четырех регионов: г. Киева, Донецкой, Харьковской и Днепропетровской областей.
Наиболее активно застраивается Киев — здесь выполнено работ на 4,1 млрд. гривен. Отстает Севастополь, где этот показатель достиг лишь 68 млн. грн. В столице возникли проблемы дефицита земли под жилищное строительство. Строительный кризис уже не за горами — застройщики ощутят его лет через пять. Вопрос можно решить путем расширения границ города. Сегодня столица Украины не имеет четких границ, которые, согласно законодательству, должна утверждать Верховная Рада. В последний раз это было сделано в 1936 году.
Жилье на первичном рынке в многоквартирных домах городов-спутников Киева в июле, по сравнению с маем с.г., подорожало на 9,3%. Высокие темпы роста стоимости жилья в пригородах Киева — это следствие неудовлетворенного спроса на киевское жилье эконом-класса и переориентации части потенциальных покупателей на новостройки в городах-спутниках. Вместе с тем стоимость столичного жилья эконом-класса на первичном рынке с мая по июль увеличилась в среднем на 6%.
За последние три месяца киевским властям так и не удалось решить важнейшие вопросы, касающиеся создания по-настоящему прозрачного рынка недвижимости. На сегодняшний день не отработаны финансовые механизмы государственного содействия развитию ипотечного кредитования, которые бы предусматривали государственное субсидирование граждан, получающих ипотечные кредиты, что значительно повысило бы покупательную способность украинцев.
С другой стороны, отсутствует механизм налоговых льгот как для получающих ипотечные кредиты, так и для тех, кто их выдает. Крайне медленно развивается частный арендный фонд (жилой фонд, находящийся в частной собственности и предоставляемый по договору найма или аренды). Не разработаны и механизмы долгосрочного ипотечного кредитования граждан, что в перспективе может серьезно ограничить миграционные процессы и развитие рынка рабочей силы.
Решение этих проблем позволило бы улучшить жилищные условия и качество жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать основы для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства и эффективного функционирования рынка жилья.
Инф. zerkalo-nedeli
e-finance.com.ua