• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Легкость пития
    2006-10-05 15:09:36

    Украинским ЛВЗ мало $2 млрд отечественного рынка. Водочные компании намерены завоевать мировой.

    Наше лучшее лекарство
    В 2006 году украинцы потратят на у от $1,8 млрд до $2 млрд. Это в полтора раза больше расходов на покупку лекарств и в десять раз больше, чем на книги. «Почему европейцы пьют вино, а мы — у? Потому что такова у наша жизнь. Мы живем в минусах, европейцы — в нулях. Для хорошего настроения нам нужно больше градусов», — шутит начальник отдела маркетинга на внешних рынках компании «Союз-Виктан» Ярослав Бондаренко.

    Славяне никогда не променяют у на или текилу. Традиция нерушима, уверены в водочных компаниях, говоря о предпочтениях украинцев — сторонников крепкого я.

    «Из 100 пол-литровых бутылок, продающихся в любом магазине, 90 — с ой, 8 — с ком, и только 2 — с экзотикой: , текилой, ромом, джином или каким-то другим заморским крепким градусом», — констатирует руководитель отдела маркетинговых решений компании «Олимп» Ольга Новиченко. В деньгах а занимает 80% сегмента крепкого я, к — 15%, экзотика — 5%.

    По словам аналитика Союза оптовых производителей я и табака (СОВАТ) Валерия Дамбровского, в ближайшие два-три года это соотношение практически не изменится, разве что на 2-3% вырастет доля ка.

    И все же ьные предпочтения наших соотечественников меняются не в пользу водочников. Все больше украинцев отдают предпочтение у и вину. В 1998 году у хоть раз в полгода употребляло более 70% ого населения, в 2006-м — уже менее 60%. С переходом части украинцев на более легкий ь ликероводочные заводы вынуждены будут пересмотреть свой ассортимент и, ведь уже почти два года объем украинского рынка и в декалитрах не увеличивается. В частности, увеличить доходы от внутренних продаж отечественные ЛВЗ могут за счет дорогой и. «Доля дешевой и стоимостью менее 10 грн за бутылку в продажах уменьшается, более дорогой — 10-20 грн за бутылку, наоборот, растет», — отмечает Ольга Новиченко.

    Эксперты рынка считают, что до 2010 года в деньгах рынок может расти на 10-20% ежегодно. Но объемы потребления и, скорее всего, уже не изменятся.

    На разливе
    Совокупный объем рынка и эксперты оценивают в 35-40 млн дал. Эта цифра не меняется последние пять-семь лет. Зато существенно изменились доли легального и теневого сегментов. В 2005 году доля нелегально произведенного я составляла около 20%, тогда как еще в 2002-2003 гг. — больше 60%.

    Почти двукратный рост продаж сыграл с «белыми» производителями злую шутку. С 2000 года все компании из «большой пятерки» в расчете на отбеливание рынка, и, соответственно, рост продаж, увеличили производственные мощности в разы — кто-то построил новый ЛВЗ, кто-то модернизировал
    существующие. Однако крупные компании просчитались. Объемов теневиков, оставивших водочный промысел, явно не хватает для загрузки существующих мощностей. При этом украинцы и пить больше не стали. По потреблению крепкого я на душу населения Украина занимает четвертое место в мире (6-7 л на человека в год). Россиян (15 л), казахов (12-15 л) и белорусов (10-11 л) украинцы, похоже, уже не перепьют. В итоге, по подсчетам президента СОВАТ Вячеслава Сокерчака, совокупные производственные мощности украинских ЛВЗ сегодня загружены едва ли наполовину.

    Насыщение украинского рынка и переизбыток производственных мощностей вынуждают отечественных водочников больше вкладываться в продвижение и наращивать экспорт.

    Внутренний рынок
    Водку в Украине разливают около 100 ликероводочных заводов. Но крупными производителями можно назвать только около десятка ЛВЗ. Остальные — мелкие заводы, работающие в пределах области или нескольких районов. При этом лидеры рынка теснят локальных оков по всем фронтам. Совокупная доля пятерки крупнейших водочных компаний за пять лет увеличилась с 30 до 60%.

    В дальнейшем лидеры еще больше укрепят свои рыночные позиции, уверены эксперты. «Количество ТМ уменьшится. Уделом марок, не входящих в первую десятку, будут разве что региональные рынки», — уверен директор по маркетингу и рекламе ЛВЗ «Хортиця» Сергей Величко. «Рынком будут заправлять 10-15 компаний», — соглашается с ним Дамбровский. «Крупные ТМ увеличат свою долю, а небольшим компаниям (разливающим менее 100 тыс. дал в год. — Прим. Контрактов) придется уйти с рынка», — уточняет Новиченко. Сергей Величко и вовсе считает, что из-за жесткой конкуренции к 2010 году могут исчезнуть даже некоторые бренды из сегодняшней ТОП-5.

    В 2007-2008 годах особенно жесткой будет конкурентная борьба за потребителей и по цене 10-20 грн за 0,5 л и свыше 20 грн. Средний и дорогой сегменты демонстрируют постоянный рост — их совокупная доля в продажах за шесть лет выросла примерно на треть, с 40% в 2000 году до 60% в 2006 году. А в деньгах недешевая а обеспечила ЛВЗ почти 80% всей выручки.

    Самая большая концентрация рекламируемых марок — в среднем ценовом сегменте. «Данный сегмент очень насыщен, но каждый год в него пытаются войти несколько новых марок», — объясняет Новиченко. — а за 10-20 грн сейчас пользуется наибольшим спросом среди украинцев, соответственно, именно этот сегмент обеспечивает водочникам основной заработок — около ины доходов.

    Времена дешевой и (до 10 грн за 0,5 л) уже прошли. С 2000 по 2006 год этот сегмент уменьшился с 60 до 40%, и, скорее всего, будет и далее сокращаться. Дешевая а — удел небольших заводов. Пшеничную, Посольскую или Русскую с этикетками-близнецами, без акцента на конкретного производителя разливают несколько десятков украинских ЛВЗ. Впрочем, через пару лет и нижний ценовой сегмент, возможно, оккупируют крупные производители — того требуют увеличенные производственные мощности. Опираясь на растущую приверженность украинцев к определенным брендам, заводы из первой десятки постепенно вытеснят продукцию «но-нэйм». Не исключено, что через 3-4 года будет наблюдаться массовое закрытие небольших региональных ЛВЗ.

    Go Еast...
    С 2000 года крупные компании принялись за освоение внешних рынков, в первую очередь российского. Объем потребления и у северного соседа — 150-200 млн дал ($10-12 млрд) против украинских 35 млн ($1,8-2 млрд). Продажа и в РФ прибыльнее: при сопоставимых налогах цены на у в России примерно в полтора раза выше украинских. Продвижение украинской и в России происходит более чем успешно. Во многом благодаря пассивности российских водочников — в отличие от производителей других отраслей — отечественные ЛВЗ не встретили консолидированного противодействия местных оков в виде антидемпинговых расследований или запретительных мер по отношению к импортируемой из Украины е. Возможно, лояльность к украинской горилке объясняется тем, что в РФ до сих пор нет крупных производителей, представленных во всех регионах.

    В 2005 году из Украины в Россию экспортировано 10,7 млн дал и — в 40 раз больше, чем в 2000 году. К 2006 году украинская а завоевала более 5% российского рынка. И это не предел. Если украинские заводы реализуют свои планы, к 2010 году они будут претендовать на 15-20% соседской розницы. Уже сейчас, по словам Сокерчака, в России работает более десяти украинских компаний, а в РФ поступает 80-85% экспортной украинской и.
    Единственный сбой с поставками в Россию случился летом 2006 года, и то по техническим причинам. В РФ запустили единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), предназначенную для отслеживания движения и и акцизных марок. Из-за перебоев в работе ЕГАИС украинские водочники не могли наладить регулярные поставки в восточном направлении.

    ...и go West
    В СОВАТ уверены, что в 2007 году экспорт и увеличится минимум на 40-50% — до 14-15 млн дал. В основном за счет усилий крупнейших украинских экспортеров: Nemiroff, Союз-Виктана, Одесского ЛВЗ и Имидж Холдинга. Не ограничиваясь российским рынком, они «пробуют» западные и дальневосточные рынки. Украинскую у можно встретить в барах и магазинах Великобритании, США, Индии, Китая, Израиля, Канады, в целом — около 60 стран. Правда, пока объемы поставок в дальнее зарубежье не значительны — в большинство стран ежемесячно поставляется от 10 до 30 тыс. бутылок. Даже такие объемы приносят украинским водочникам неплохие деньги. Если в Украине а из среднего ценового сегмента стоит $3-5 за 0,7 л, то в США, например, — минимум $10-12.

    Лидеры разлива
    2005 год
    Первое полугодие 2006 года
    Компания
    Объем,
    млн дал
    Компания
    Объем,
    млн дал
    OOO «Союз-Виктан» 8,9 Компания «Имидж Холдинг» 3,132
    УВК Nemiroff 7,9 000 «Союз-Виктан» 2,978
    Компания «Имидж Холдинг» (ТМ «Хортица») 3,4 УВК Nemiroff 2,590
    Концерн «Оверлайн» (ТМ «Мягков», «Штурман») 2,1 Львовский ЛВЗ 0,792
    Львовский ЛВЗ (ТМ «Гетьман», «Первак», «Пісня», «Володар») 1,1 Концерн «Оверлайн» 0,737
    По данным СОВАТ

    Горилка с русской пропиской
    О планах построить или купить в России ЛВЗ заявляют практически все крупные украинские производители и. Первой в начале 2005 года приобрела российский завод (в Рузе) компания «Союз-Виктан». Весной 2006 г. российские активы компании пополнились заводом в Лыткарино.

    Оба завода расположены в Московской области, их суммарная мощность — 30 млн дал в год. Входящий в Имидж Холдинг ЛВЗ «Хортиця» (ТМ «Хортица») строит завод в Подмосковье. По словам директора по маркетингу и рекламе ЛВЗ «Хортиця» Сергея Величко, завод будет запущен в конце 2007 — начале 2008 гг. Заявленная мощность — 12 млн дал в год. Строить или покупать завод в России собирается и компания Nemiroff.

    Андрей Бережанский

    Инф. kontrakty

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.