• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Кому поможет социальное жилье?
    2006-12-22 14:46:43

    Правительство обещает позаботиться о молодых и малоимущих

    В следующем году стартуют сразу несколько государственных проектов, призванных решить жилищную проблему в стране. К примеру, с 1 января вступает в силу Закон "О жилищном фонде социального назначения", с помощью которого должны получить жилье самые незащищенные слои населения. Кроме того, обещает возродиться молодежная программа частичной компенсации процентных ставок по ипотечным кредитам. Правда, эта программа настолько изменилась, что вряд ли способна оказать серьезную поддержку молодым людям. А упомянутый выше закон и вовсе наводит на самые грустные размышления.

    Закон не для всех
    Закон Украины "О жилищном фонде социального назначения" был принят 12 января этого года, то есть в самый разгар Новогодних праздников, а потому остался не замеченным общественностью. А зря, потому как данный документ содержит довольно интересные нормы, вряд ли способные обрадовать ту самую общественность. Накануне Нового, 2007 года, с которого и вступает в силу вышеупомянутый закон, самое время присмотреться к нему повнимательнее.

    Итак, согласно новому закону, обеспечение граждан социальным жильем — прерогатива органов местного самоуправления. Именно они будут формировать фонды социального жилья, а также решать, кому и сколько этого жилья выдавать. При этом закон гласит, что право на социальное жилье имеют только те граждане, чей "среднемесячный совокупный доход за предыдущий год из расчета на одного человека меньше величины опосредованной стоимости найма жилья в данном населенном пункте и прожиточного минимума, установленного законодательством".

    Что в данном случае означает союз "и", мне лично не совсем понятно. Прожиточный минимум на сегодняшний день составляет 465 грн. для платежеспособных лиц. Понятие "опосредованная стоимость найма жилья" пока как таковое отсутствует. Очевидно, ее должен установить Кабинет министров. Если учесть, что опосредованную стоимость строительства жилья он устанавливает, как правило, на уровне в два раза меньше рыночной, то можно предположить, что и опосредованная стоимость найма жилья будет примерно в два раза меньше рыночных ставок аренды. В таком случае для Киева она будет составлять примерно 875 грн. (или $175).

    И что же получается? А получается, что претендовать на получение социального жилья смогут только те граждане, чей среднемесячный доход не превышает 1340 грн. (465 грн. + 875 грн.). И это, напомню, для Киева. Для регионов сумма будет значительно меньшей, потому как и опосредованная стоимость аренды там будет меньше.

    Но и это еще не все. Согласно статье 10 закона, "при определении среднемесячного совокупного дохода учитывается стоимость имущества, которое находится в собственности гражданина и ов его семьи, на момент взятия на социальный квартирный учет". Поэтому вполне возможно, что даже если ваш среднемесячный доход не превышает указанной выше суммы, но при этом у вас есть старенькие "Жигули" или, того хуже, дачный домик, на социальное жилье вы претендовать не сможете.

    При этом пребывание гражданина на социальном квартирном учете не является основанием для отказа поставить его на квартирный учет или снять с квартирного учета лиц, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Проще говоря, сформированные ранее квартирные очереди расформированы не будут. Однако рискну предположить, что и продвигаться они тоже не будут. Поскольку жилье, которое раньше выдавали "очередникам" (например, квартиры, передаваемые застройщиками городу, или квартиры, построенные за государственные средства), пойдет в те самые жилищные фонды социального назначения.

    Что смогут малоимущие
    А теперь поговорим о тех, кому все-таки посчастливится претендовать на жилье социального назначения. Во-первых, его нельзя будет приватизировать, заложить или передать по наследству, поскольку данное жилье не является собственностью получившего его гражданина, а лишь предоставляется в пользование. Сама по себе такая норма, в принципе, вполне правильная. Ведь идеология обеспечения граждан социальным жильем сводится не к тому, чтобы "бесплатно раздавать" стоящее тысячи долларов имущество, а в том, чтобы обеспечить всех нуждающихся крышей над головой. Если бы не одно "но". Вернее, даже несколько.

    Во-первых, пользование социальным жильем является платным. Причем, согласно закону, размер такой платы органы местного самоуправления устанавливают для каждого нанимателя индивидуально, исходя из его доходов, количества проживающих в квартире, площади жилья и даже его месторасположения. Как будут трактовать эту норму местные советы, предсказать невозможно. Правда, в законе оговорено, что такая плата не может превышать 20% суммы совокупного дохода нанимателя и ов его семьи.

    Еще один интересный момент состоит в том, что за нанимателем социального жилья будут следить органы местного самоуправления. Вернее, не за ним, а за его доходами. "Орган местного самоуправления, предоставивший социальное жилье, проводит ежегодный мониторинг доходов нанимателя и ов его семьи, которые проживают вместе с ним, за предыдущий год". И если его доходы, не дай Бог, выросли, и он два года подряд зарабатывал больше опосредованной стоимости найма жилья и прожиточного минимума, договор с нанимателем разрывается, и на протяжении трех месяцев он должен освободить занимаемую жилплощадь. В противном случае его выселят по решению суда.

    В самой идеологии этой нормы тоже, следует признать, нет ничего плохого. Возможно, у кого-то доходы со временем действительно возрастут до такого уровня, что он сможет позволить себе хотя бы ипотечный кредит. Естественно, он должен освободить "социальную" квартиру для менее обеспеченного гражданина. Однако о чем можно говорить, отталкиваясь от высчитанной нами ранее суммы в 1340 грн.? Неужели человек, зарабатывающий на 10 грн. больше, может позволить себе арендовать квартиру по рыночным ценам?

    Впрочем, из этой ситуации тоже можно было бы найти выход. Например, обеспечив "слишком богатых" для социального жилья граждан льготными кредитами. Подключить то же государственное ипотечное учреждение, например. И получилась бы полноценная социальная программа, помогающая гражданам переходить из разряда "малообеспеченных" если не в "средний класс", то хотя бы в категорию "ненуждающихся". У нас же все происходит с точностью до наоборот: как только твои доходы чуть-чуть увеличились — выселяйся из казенного жилья и катись обратно за черту бедности. В общем, получается очень по-украински.

    Хорошо быть бомжом!
    А вот кому действительно поможет Закон "О жилищном фонде социального назначения", так это гражданам без определенного места жительства. Кроме того, что, наряду со всеми остальными гражданами, они имеют право стать на социальный квартирный учет, в день обращения в орган местного самоуправления они должны получить направление на бесплатное проживание во "временном приюте для ых". Временный приют для ых, согласно закону, — это учреждение социального обслуживания, создаваемое с целью бесплатного обеспечения граждан без определенного места жительства временным жильем, едой, предусмотренной законодательством денежной, медицинской, правовой, социальной, психологической и бытовой помощью, а также содействия таким гражданам в установлении личности, восстановлении документов, паспортизации и трудоустройстве. Но насчет желания граждан без определенного места жительства трудоустраиваться у меня лично есть большие сомнения, так что бесплатные обеды, денежная и медицинская помощь им, конечно, нужны.

    Стоит ли говорить о том, что временные приюты для ых будут создаваться и содержаться за счет средств местных бюджетов, то есть фактически за счет налогоплательщиков. При этом они, естественно, должны соответствовать установленным к таким учреждениям архитектурно-планировочным, техническим и санитарно-гигиеническим нормам. А выселить гражданина из такого приюта можно только: а) по собственному желанию; б) в случае получения социального жилья; в) по решению суда.

    Правда, согласно закону, проживать в таком приюте гражданин имеет право лишь в течение шести месяцев. А что делать с ним дальше — совершенно непонятно. Ну не выгонять же обратно на улицу! Поэтому в течение шести месяцев, очевидно, придется обеспечить его социальным жильем. Или на худой конец социальным общежитием (такая возможность в законе тоже предусмотрена). И если предположить, что доходы "бывших бомжей" вряд ли существенно возрастут, то пользоваться социальным жильем они смогут ровно столько, сколько пожелают.

    Вообще же следует отметить, что принятый почти год назад закон вполне вписывается в государственную программу "Социальное жилье", утвержденную распоряжением Кабинета министров в сентябре 2005 года. Именно в этой программе правительство наметило цель решить жилищные проблемы тех, чей ежемесячный доход на каждого а семьи не превышает среднего прожиточного минимума. Программа рассчитана на 10 лет: с 2006-го по 2015 год.

    Напоследок отметим, что на данный момент в правительстве разрабатывают еще одну программу для граждан со средними доходами. Основная ее цель — определение правовых основ и создание эффективных механизмов для строительства или покупки жилья.

    Новая программа для молодых
    Еще один социальный жилищный проект, который стартует в следующем году, — обновленная программа частичной компенсации процентной ставки по ипотечным кредитам для молодежи. "КТ" уже неоднократно писал об особенностях данной программы. Напомним вкратце: на протяжении какого-то времени работала она вполне эффективно. Главное преимущество программы для молодежи заключалось в том, что для получения компенсационного кредита не нужно было выстаивать в многолетних очередях. Оформлять такие кредиты агентства брались за месяц-полтора.

    Суть компенсационных кредитов заключалась в том, что молодые люди брали обычный банковский кредит на недвижимость, а часть выплачиваемых за этот кредит процентов возвращало государство. Правда, не банку, а самому заемщику. То есть он ежемесячно выплачивал оговоренную в договоре с банком сумму, а затем на свой личный счет получал от государства компенсацию. Хотя за счет своеобразного механизма расчетов (для этого бралась стоимость жилья, утвержденная Кабмином) компенсация была небольшой, да и задержки в ее выплате бывали частенько. Однако для молодого семейного бюджета даже ежемесячные $100, выплаченные невовремя, являются неплохим подспорьем.

    Со временем заемщиков набиралось все больше, обязательства Фонда содействия молодежному жилищному кредитованию увеличивались в геометрической прогрессии (в отличие от финансирования), и в какой-то момент (а именно в конце прошлого года) программа "зависла". В этом году руководитель фонда просил пересмотреть государственный бюджет и выделить дополнительные средства хотя бы на то, чтобы выплатить задолженность перед теми заемщиками, с которыми договор был заключен ранее.

    В следующем году программу частичной компенсации процентных ставок обещают реанимировать. Правда, несколько в ином виде. Согласно постановлению Кабинета министров "О внесении изменений в Порядок частичной компенсации процентной ставки кредитов коммерческих банков молодым семьям и гражданам на строительство и покупку жилья" от 29 ноября этого года, компенсация процентной ставки теперь будет производиться лишь в течение пяти лет (вместо 15—20, как было ранее). Кроме того, частичная компенсация процентной ставки будет равняться одной учетной ставке НБУ для всех заемщиков, независимо от количества детей в семье. Раньше, напомним, семьям с двумя детьми компенсировали 1,5 ставки, а семьям с тремя (или больше) детьми — 2 ставки. Кроме того, претендовать на получение льготного кредита могут только молодые семьи, которые находятся на квартирном учете.

    При этом в государственном бюджете на 2007 год на программы молодежного жилищного кредитования предусмотрено 200 млн. грн. Это существенно больше, чем в нынешнем году, однако, по мнению целого ряда экспертов, даже на эти средства обеспечить жильем всю молодежь, нуждающуюся в улучшении жилищных условий, не удастся.

    Более того, измененные условия программы делают молодежный кредит лишь ненамного выгоднее обычного банковского, и нынешний рост цен на недвижимость вряд ли позволит молодым людям обеспечить себе крышу над головой даже при помощи государства.

    Ирина СВЕТИКОВА

    Инф. versii

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.