Украине уготовано новое место в мировом разделении труда?
По данным Госкомстата, рост промышленного производства в Украине за январь—май 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 12,1%. Если проследить динамику промпроизводства в разрезе отраслей, получается, что флагманом развития выступает тяжелая индустрия, прежде всего металлургия. Это вроде бы подтверждает статус нашей страны как металлургической державы и отвечает специализации Украины в международном разделении труда. Но на самом деле, вероятно, в ближайшем будущем будут предприняты определенные шаги по изменению специализации Украины и ее частичной деиндустриализации. Логика таких шагов просматривается исходя из текущей геополитической конъюнктуры.
Как показывает статистика, в металлургии и производстве готовых металлических изделий в январе—мае текущего года объемы произведенной продукции возросли на 15,8%. В машиностроении объемы выпускаемой продукции в январе—мае 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 22,9%. Продолжающийся бум в тяжмаше связан в первую очередь с благоприятной конъюнктурой внешнего и внутреннего рынков, а также с относительной дешевизной (по сравнению с мировыми ценами) импортных энергоносителей, прежде всего природного газа. Это в свою очередь определяет "привязанность" нашей экономики к России.
Между тем "развести" экономики двух постсоветских государств — розовая мечта всех западных стратегов. И путь для этого они предлагают достаточно простой: сделать экономику Украины "менее энергоемкой", что в переводе с языка советников Госдепа на украинские экономические реалии означает одно: сворачивание энергоемких производств и уменьшение их доли в экономике страны. Зачем?
Дело в том, что металлургическое производство само по себе сложно — это организованный процесс, который предполагает наличие эффективной управленческой структуры. Со временем собственники и менеджеры металлургических предприятий становятся претендентами на реальную политическую власть в стране. По сути, и первый, и второй поход Виктора Януковича на должность премьер-министра являются отражением стремления бизнес-элиты промышленных регионов к политическому господству в масштабах страны. Их противники как внутри, так и за пределами Украины, несомненно, попытаются этот факт учесть и выбить экономическую базу из-под "регионалов".
Исследуя данную тему, автор обратил внимание на интересный факт, которого не заметили другие эксперты. Недавно Президент Виктор Ющенко заявил о том, что Украина не намерена возвращаться к поставкам российского газа в счет оплаты его транзита через свою территорию, и сказал, что эти отношения нужно "перевести на рыночные принципы". Эти слова были сказаны почти сразу после того, как поползли слухи о планах России поднять цену на природный газ для Украины с нынешних $130 до $270 за тысячу кубометров.
Такое высказывание Президента фактически говорит о том, что Ющенко чуть ли не раньше россиян хочет перевести двусторонние газовые отношения на "рыночную основу" и чуть ли не сам предлагает повысить цены на газ. Ведь без дипломатической лакировки "рыночные отношения в газовой сфере" и отказ от компенсации за транзит означают, что Украина будет платить за газ по европейским ценам.
На первый взгляд, это кажется странным — ведь для энергоемкой экономики Украины $270 за тысячу кубометров превратят в банкротов большинство металлургических предприятий, составляющих сейчас основу экспортного потенциала страны. Средства на экстренную "энергосберегающую" модернизацию имеются лишь у транснациональных корпораций, например, того же Лакшми Миттала, который, в отличие от восточно-украинских олигархов, на политическую власть в стране не претендует.
Таким образом, как ни парадоксально, но в рамках "деиндустриализации" Украины, "отгораживания" ее от России и "вышибания почвы из-под ног" политических оппонентов Президента и его окружения повышение цен на импортный газ — вещь в принципе вполне приемлемая.
После этого, вполне вероятно, что мы перейдем к развитию тех отраслей, которые, во-первых, теснейшим образом связаны с внешним рынком, во-вторых, не требуют сложной внутренней организации и, в-третьих, обеспечивают быструю репатриацию капиталов за рубеж. Это, прежде всего, сфера услуг, торговля, туризм, транзитные перевозки, некоторые несамостоятельные "филиалы" структур из высокотехнологичных отраслей, в том числе офф-шорное программирование и, возможно, некоторые другие сферы.
По сути, Украине предлагается пройти путь Болгарии, но без включения страны в Евросоюз и с фиксацией здесь достаточно низкого уровня жизни, обеспечивающего дешевизну рабочей силы. Ведь во времена СЭВ Болгария была достаточно индустриально развитым государством — на сегодняшний день в экономике страны упор делается на развитие туризма и сферы услуг. В меньшей степени это касается также Венгрии и Чехии, которые деиндустриализируются не столь быстрыми темпами, поскольку скупившие их промышленные мощности транснациональные корпорации провели их частичную модернизацию.
Косвенным признаком такого будущего изменения статуса Украины в международном разделении труда является гораздо более внушительный приток инвестиций в развитие торговли, гостиничного бизнеса и услуг по сравнению с традиционным для нашей экономики металлургическим и машиностроительным производством.
Кроме того, нужно отметить, что изменение приоритетов в структуре экономики частично подтверждается и имеющим место в нашей стране фондовым бумом. Ведь с точки зрения банальной логики то, что происходит сегодня на финансовом рынке Украины, противоречит здравому смыслу. В стране стремительно падает авторитет и легитимность практически всех ветвей власти и государственных институтов. Складывающиеся десятилетиями и столетиями традиции государственности на территории Украины стремительно разрушаются, но при этом бурными темпами растет украинский фондовый рынок — всю минувшую неделю индекс ПФТС ставил рекорд за рекордом. Так, 14 июня индекс ПФТС преодолел психологически важный уровень в 1000 пунктов, а 15 июня поставил новый рекорд, подскочив до отметки 1045,09. Инвесторы продолжают охотиться за украинскими активами, и даже не думает сильно дешеветь сверхпереоцененная по мировым и европейским меркам украинская недвижимость. Ведь даже если в ближайшее время стоимость квадратного метра жилой площади в Киеве снизится на 10—15%, то он все равно будет дороже, чем аналогичное жилье в Брюсселе и Вене, а если вдруг вновь начнет расти теми же темпами, что в конце 2006 года, то спустя год-полтора Киев по ценам на жилье догонит и перегонит Москву, Париж и Лондон.
Обычно же в мировой практике, когда в государстве царит политическая напряженность, чреватая непредсказуемыми последствиями, финансовые рынки лихорадит, а фондовые индексы снижаются, но Украина здесь стала исключением из правил. А это означает одно — украинские промышленные предприятия, особенно крупные, в ближайшее время обречены на переход под контроль транснациональных корпораций, которые закроют малорентабельные энергоемкие гиганты и модернизируют перспективные.
Есть и другая сторона медали — деиндустриализация сопровождается обесцениванием авторитета власти. Уже сегодня любое решение можно оспорить в суде. Суды превратились в своеобразные тендерные комитеты, где победа присуждается по банальному принципу "кто даст больше". Телефонное право на независимую судебную систему больше не действует. В таких условиях риск того, что интересы тех или иных транснациональных оков, хорошо освоивших национальную украинскую специфику, будут ущемляться, минимален.
Это способствует скупке украинских активов: еще недавно иностранный инвестор опасался, что его интересы будут ущемлены в пользу лиц, особо приближенных к тому или иному властному клану. Но сегодня, когда никто не боится и не слушается, все вопросы легко решаются указанным выше способом.
Важно также помнить, что торги на ПФТС и на неорганизованном фондовом рынке — лишь видимая часть огромного невидимого айсберга по переделу и захвату собственности в Украине, причем отечественный капитал (в том числе и промышленно-финансовые группы востока страны) в борьбе за собственность явно обречен на поражение.
Поэтому сегодня многие крупные транснациональные оки через свои венчурные структуры стремятся застолбить место на украинском постгосударственном пространстве. Украинский эксперимент по демонтажу государственности и деиндустриализации тем более важен для Запада и новых геополитических оков еще и потому, что его со временем планируют перенести в соседнюю Россию и таким образом навсегда ликвидировать саму возможность возрождения в том или ином виде российской или советской империи.
Владимир ЦХВЕДИАНИ
Инф. "versii">versii
e-finance.com.ua