• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Пожиратели света
    2006-04-25 10:49:00

    Замкнутый круг проблем украинской электроэнергетики

    11 апреля Министерство юстиции зарегистрировало постановление Национальной комиссии регулирования электроэнергетики о повышении тарифов на газ и электроэнергию для населения на 25%. В соответствии с законодательством, постановление НКРЭ о повышении тарифов на газ и электроэнергию для населения вступает в действие с 1 мая.

    Страна начинает жить в новой ценовой реальности. При этом дорожает не только газ, который мы покупаем у России, но и электричество, которого, казалось бы, у нас хоть завались, причем внутреннего производства. Однако не все так просто. Зарегистрированное в Минюсте постановление — лишь видимая часть борьбы между несколькими ведомствами, смысл которой в том, кто компенсирует украинской промышленности ее "атавистическую" энергозатратность: население или бюджет?

    То, что украинская промышленность, особенно металлургия, крайне энергоемка, всем известно. Кроме того, в электроэнергетике Украины наблюдается парадоксальная ситуация: с одной стороны, наша страна вроде бы производит больше электроэнергии, чем потребляет, и имеет возможности для ее экспорта. Тем более что расценки на электроэнергию в странах Евросоюза куда выше украинских. С другой — технические возможности пока таковы, что экспортировать электроэнергию можно только с так называемого "Бурштынского энергоострова", т. е. Бурштынской и Добротвирской ТЭС, входящих в состав энергогенерирующей компании "Западэнерго". Но эта энергия имеет очень высокую себестоимость. А дешевую электроэнергию "пожирают" наши сверхпрожорливые предприятия электрометаллургии, параллельно загрязняя окружающую среду.

    Начать же экспорт более дешевой электроэнергии в Западную Европу с украинских АЭС (себестоимость вырабатываемой ими энергии намного ниже по сравнению с ТЭС и уступает лишь себестоимости электроэнергии на ГЭС) сегодня практически невозможно. Дело в том, что для того чтобы экспортировать электроэнергию в те же страны Европы, она должна иметь своеобразное "европейское качество", исключающее колебания частоты в сети. Традиционные потребители украинской электроэнергии еще в годы СССР — страны Восточной Европы — интегрировались в единую западноевропейскую энергетическую систему, где действуют высокие требования к качеству электроэнергии: частота должна держаться на уровне 50 Гц плюс-минус 0,02 Гц.

    Между тем в Украине были случаи, когда частота падала до критической отметки 49,2 Гц — т. е. уровня, за которым следует системная авария и полный развал энергосистемы.

    Естественно, пока потенциальные европейские импортеры не будут иметь гарантий стабильной работы энергосистемы Украины, покупать нашу электроэнергию они не будут.

    Поэтому сегодня Украина экспортирует очень незначительные объемы электроэнергии в Польшу, Венгрию и Словакию с Добротвирской и Бурштынской ТЭС, часть энергоблоков которых выведены из единой энергосистемы Украины в "Бурштынский энергоостров", что позволяет им не зависеть от перепадов частоты в остальной энергосистеме Украины.

    Технически же сделать так, чтобы колебания частоты в энергосистеме были минимальными, трудно по ряду причин. Во-первых, оборудование украинских ТЭС сильно изношено и они технически устарели, поэтому не в состоянии резко менять мощность и выравнивать пиковые нагрузки. Во-вторых, недостатком украинской генерации является низкая доля гидроэлектростанций, способных без труда выравнивать пиковые нагрузки: в ночное время они могут вообще не работать, накапливая воду в водохранилищах, а в часы пик включать турбины на полную мощность.

    Достаточные гидроэнергетические мощности есть в России, и теоретически, запараллелив систему с Российской Федерацией, оба государства могут использовать возможности регулирования пиковых нагрузок. Но практически российская энергосистема также подвержена значительным колебаниям частоты. К тому же углублению энергоинтеграции и согласованным действиям, как всегда, мешают политические разногласия. Хотя "материковая" энергосистема Украины (без "Бурштынского острова") и энергосистема России достаточно плодотворно работают в параллельном режиме, и получается, что Россия за счет наличия мощностей, позволяющих сглаживать пиковые нагрузки, как бы "вытягивает" украинскую "долю", лишенную резервных гидроэнергетических мощностей.

    Более того, для электроэнергетики Украины очень выгодно не только работать в параллельном режиме с Россией, но и совместно экспортировать электроэнергию в Европу. По сути, без России этот проект осуществить практически невозможно.

    Но тут как раз слабым звеном является украинская энергосистема. Если РАО "ЕЭС России" (как бы мы ни относились к Чубайсу), по прогнозам экспертов, уже через 2—3 года будет соответствовать жестким требованиям Евросоюза по поддержанию частоты в сети, то для нас это далекое послезавтра. Таким образом, Украина становится скорее обузой, чем выгодным партнером для России.

    И хотя Минтопэнерго Украины постоянно заявляет, что в ближайшем будущем вся энергосистема Украины будет работать параллельно с европейской, такие слова можно расценивать как подобие заверений о близком вступлении в ЕС и НАТО.

    Чтобы выйти в Европу, необходимо провести полномасштабную модернизацию всей энергосистемы Украины. На это как всегда средств нет. Просить деньги у россиян при нынешней двусторонней напряженности — бессмысленно. За "интерес" инвестировать в украинскую электроэнергетику они не будут. Отдавать под контроль РАО "ЕЭС" ключевые объекты энергоструктуры украинские власти не хотят, ожидая "европейских инвесторов". А европейским же инвесторам украинская энергосистема, "разомкнутая" с энергосистемой России и неспособная выравнивать пиковые нагрузки, даром не нужна. Круг замкнулся...

    И тут избавиться от "лишней" дешевой электроэнергии "помогают" "пожиратели" электроэнергии — крупные предприятия электрометаллургии, которые к тому же постоянно жалуются на проблемы с энергоснабжением и настаивают на скидках по тарифам. Поскольку, дескать, платить по нынешним ценам для них обременительно. Сейчас в Кабинете министров рассматривается вопрос о включении отдельных потребителей, в первую очередь электрометаллургических предприятий, в состав нулевого класса потребителей электроэнергии, которые будут получать электроэнергию со скидкой 10%. При этом предполагается, что в нулевой класс потребителей войдут только те предприятия, которые потребляли более 50 млн. кВт•ч в месяц в 2005 году.

    К таким предприятиям, понятное дело, относятся Запорожский алюминиевый завод и Николаевский глиноземный завод. Как известно, украинская алюминиевая отрасль — самая энергоемкая. Поэтому, по идее, данные предприятия получают значительные преференции по сравнению с другими промышленными гигантами, которые не столь энергоемки. К примеру, Минпромполитики в начале года включило в список предприятий нулевого класса потребителей почти все крупные электрометаллургические предприятия. Однако по инициативе НКРЭ с подачи руководства Минтопэнерго два из них — Донецкий завод "ИСТИЛ" и "Донецксталь" — были исключены из списка по той формальной причине, что они потребляют менее 50 млн. Квт•ч в месяц. Однако Запорожский электрометаллургический завод "Днепроспецсталь" почему-то остался в списке, хотя он тоже потребляет меньше 50 млн. кВт•ч в месяц.

    Таким образом, среди "пожирателей" электроэнергии возникла дискриминация определенной группы металлургических предприятий то ли по региональному признаку, то ли по признаку принадлежности их к "не тем" промышленно-финансовым группам. Не вдаваясь в подробности межклановых взаимоотношений в украинской металлургии, отметим в целом деструктивный характер деления потребителей энергоэнергии на классы.

    Конечно же, крупные системообразующие металлургические предприятия нуждаются в дешевой энергоэнергии. Однако выделять часть из них в привилегированный нулевой класс неразумно с точки зрения промышленной политики государства.

    Это имело бы смысл, если бы эти предприятия были незаменимы в едином хозяйственном комплексе Украины. Однако фактически все предприятия нулевого класса в основном работают на экспорт. И получается, что Минпромполитики и Минтопэнерго, давая им необоснованные скидки, только стимулируют экспорт в отраслях стратегически малоперспективных для Украины. Фактически Украина экспортирует электроэнергию в "переплавленном" виде: в форме алюминия, легированной стали, спецсплавов и т. д., но средства от этого своеобразного энергоэкспорта идут не на модернизацию энергосистемы Украины (чрезвычайно сегодня необходимую), а хозяевам "пожирателей" электроэнергии. Более того — "пожиратели" еще требуют, чтобы Минтопэнерго давало им электроэнергию по нулевому классу, по бросовой цене, следуя очень интересной логике: "нам ее нужно много". С таким же успехом человек с хорошим аппетитом может за двойные порции в ресторане платить вдвое меньше обычного.

    Если же проанализировать "пожирателей" электроэнергии с позиции интересов государства, то можно прийти к парадоксальному выводу. Их развитие в нашей стране не соответствует ее потребностям, а просто является следствием лоббирования определенных бизнес-групп.

    В общем, неразумно сжигать лишнюю электроэнергию на крайне экологически вредных, к тому же работающих не в режиме пиковых нагрузок украинских электрометаллургических предприятиях. Скажем, алюминиевый завод потребляет электроэнергию почти одинаково как днем, в часы пик, так и ночью, а Украине больше подошли бы мощности, работающие преимущественно в ночное время, но таких производств у нас практически нет. Таким образом, нулевой класс потребителей ложится дополнительным грузом на и без того проблемную украинскую электроэнергетику и ставит ряд предприятий, не таких уж необходимых экономике страны, в явно привилегированное положение.

    Однако за привилегии кто-то должен платить, и Минтопэнерго пытается поддержать ряд экспортеров и неумеренных потребителей огромных объемов электроэнергии за счет самого беззащитного на сегодняшний день класса потребителей — за счет населения. Как мы уже сказали выше, 11 апреля в Минюсте было зарегистрировано постановление НКРЭ о повышении на 25% отпускных цен на электроэнергию и природный газ для населения.

    Отпускная цена на электроэнергию возрастает с сегодняшних 15,6 коп. до 19,5 коп. за один кВт•ч, и таким образом составит почти 4 цента, что соответствует себестоимости производства электроэнергии в Украине. В дальнейшем же население вынуждено будет платить еще больше. Планируется очередное повышение тарифов на электроэнергию с 1 октября 2006 года. А далее ревизию тарифов думают проводить раз в полгода и, скорее всего, в сторону увеличения. Население на сегодняшний момент не может воспротивиться росту тарифов: парламентские выборы прошли, а до будущих президентских — еще почти четыре года. Зато промышленники, особенно экспортеры, прошедшие в парламент по спискам практически всех рейтинговых партий, могут очень сильно повлиять на правительство.

    Отталкиваясь от политической ситуации в стране, нужно отметить, что проблемы электроэнергетики в Украине после выборов не исчезли, а только усугубились. Тот же исполняющий обязанности министра топлива и энергетики Иван Плачков надеется если не сохранить свой пост, то, по крайней мере, и в дальнейшем влиять на власть, а это невозможно без согласования с промышленным лобби. Поэтому сразу же после парламентских выборов Иван Плачков заявил, что считает возможным введение нулевого класса потребителей электроэнергии за счет повышения тарифов на электроэнергию для населения. Против этого выступал министр промышленной политики Владимир Шандра, который также находится в еще более подвешенном состоянии, чем Плачков, поскольку его работа на посту министра в правительстве Еханурова мало кому пришлась по душе. Пока два министра дипломатично "воюют", замкнутый круг украинской энергопроблемы никто не пытается разорвать.

    Во всяком случае, мне неизвестны предложения, как грамотно избавиться от дешевой энергии, не превращая ее в дорогую для населения…

    Владимир Цхведиани

    Инф. versii

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.