Эксперты утверждают: остановка крупнейшего поставщика бензина в нашу страну может спровоцировать дефицит на украинском рынке светлых нефтепродуктов. Однако в Минэнергоугля уверяют, что цены на АЗС не вырастут.
Мозырский нефтеперерабатывающий завод (один из крупнейших поставщиков бензина и дизельного топлива в Украину) остановился на ремонт. Работы планируется провести за полтора месяца и закончить к окончанию октября текущего года, сообщили во вторник, 10 сентября, в пресс-службе белорусского завода.
Ранее на Мозырском НПЗ заявляли, что предприятие остановит часть мощностей на ремонт 15 сентября 2013 года. Тогда эксперты прогнозировали, что эта приостановка может спровоцировать дефицит на украинском рынке импортного бензина. При этом высказывались оценки, что вследствие ремонтных работ завод на 30% сократит отгрузки своего бензина за рубеж, в том числе и в Украину.
По информации украинской статистической службы, в первой половине 2013 года Мозырский НПЗ занимал около 35% отечественного рынка бензина. По мнению экспертов "Консалтинговой группы А-95", после остановки этого НПЗ на ремонт, ввоз нефтепродуктов в нашу страну смогут нарастить другие компании. Ожидается увеличение на 30-40 тыс. тонн поставок бензина из Литвы и Польши с НПЗ концерна "Орлен", еще на 40-50 тыс. тонн — через Феодосийскую нефтебазу. Перевалку импортных нефтепродуктов на ее мощностях осуществляют украинские ВЕТЭК и концерн "Галнафтогаз", сеть автозаправок WOG, российский "Лукойл".
Аналитики, впрочем, предостерегают — даже увеличение поставок другими компаниями не перекроет дефицит нефтепродуктов, который может образоваться в Украине вследствие остановки Мозырского НПЗ. По данным Госстата, за 7 месяцев 2013 года наша страна закупила 1,38 млн тонн светлых нефтепродуктов в Беларуси на $1,35 млрд. Среднемесячный объем белорусского импорта этой продукции в Украину, формируемый исключительно поставками с Мозырского НПЗ, составляет почти 200 тыс. тонн. Представители "А-95" прогнозируют, что с остановкой белорусского завода напряженная ситуация создастся только с моторными бензинами, дизельное же топливо будет импортироваться в обычном режиме.
По мнению экспертов, переориентация на альтернативные белорусскому источники поставок импортного бензина в Украину может привести к росту цен в опте (из-за более дорогой логистической составляющей), а в дальнейшем и в рознице — на 20-30 коп./л. Однако в Министерстве энергетики и угольной промышленности уверяют, что цены на топливо на отечественных АЗС не повысятся. И приводят тот аргумент, что во второй половине сентября 2013-го ожидается поступление на рынок нефтепродуктов с Одесского НПЗ (приобретен в июле этого года группой ВЕТЭК Сергея Курченко у "Лукойла" Вагита Алекперова) в объеме около 35 тыс тонн в месяц.
Любомира Ремажевская
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua