• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Вкус ВВП на бутерброде
    2006-09-22 15:26:41

    Экономическая ситуация все больше начинает напоминать благоприятные 2003–2004 годы, с той лишь разницей, что до ближайших выборов далеко, а иностранные инвесторы активно осваивают украинский рынок. Складываются хорошие условия для замены основных фондов и проведения структурных реформ

    Отечественная экономика возвращается на прежний тренд — постепенное ускорение роста ВВП. Многим высокие темпы экономического роста кажутся естественными. Ну не может экономика прирастать на два-три процента в год, когда спрос на деньги увеличивается на 30%, торговый оборот — более чем на 20%, к тому же в страну приходят крупные инвестиции из-за рубежа, исчисляющиеся миллиардами долларов, причем направляются они не на покупку государственных облигаций, а вкладываются в развитие осязаемого бизнеса. По расчетам «Эксперта», в этом году украинская экономика вырастет на семь процентов. По сравнению с 2003–2004 годами это немного, но все же лучше неполных трех процентов роста по итогам прошлого года.
    Источники ускорения

    На первый взгляд, улучшение макроэкономической динамики связано исключительно с ситуацией на внешних рынках. С весны этого года растут цены на сталь и пшеницу. Причем в июле-августе цены на продукцию металлургов на богатых рынках Евросоюза и США достигли исторических максимумов, зафиксированных летом 2004 года. Именно в том году в нашей стране отмечались рекордно высокие темпы экономического роста — свыше двенадцати процентов. Такой рост цен на основную экспортную продукцию может компенсировать подорожание энергоносителей. Получается, что динамике нынешней украинской экономики рост цен на нефть и газ не страшен, если при этом на мировом рынке дорожают металлы, продукция химического производства и продовольствие. В начале года мы допускали, что если подъема цен на украинскую экспортную продукцию не произойдет, то экономический рост будет слабым, а промышленное производство вообще начнет сокращаться, особенно после того, как на 40% поднялись входные цены на природный газ.
    Высокий спрос на продукцию металлургии наблюдается на рынках Соединенных Штатов и Европейского союза. Именно они недавно предоставили Украине статус страны с рыночной экономикой, что помогло нашим экспортерам укрепить свои позиции на этих рынках. Тем более что азиатский рынок, который и обеспечил нам экономический бум в 2003–2004 годах, сегодня для украинцев закрыт. Китай и некоторые страны Юго-Восточной Азии стремительно наращивают выпуск металлопродукции и больше не нуждаются в ее ввозе из Украины. Нельзя забывать и о потреблении: частное потребление в Украине растет на 12–16% в год, начиная с 2003 года. На волне политико-экономических потрясений конца 2004-го — первой ины 2005 года этот фактор сыграл свою роль второго двигателя украинской экономики и не дал ей свалиться в минус.
    Самый сложный вопрос остается с третьей составляющей ВВП по спросу — инвестициями. В этом году темпы роста капитальных инвестиций нестабильны и от квартала к кварталу то ускоряются, то замедляются. Более того, по информации Госкомстата, ситуация в различных отраслях может быть прямо противоположной. Скажем, за первое полугодие инвестиции в торговлю транспортными средствами и их ремонт выросли на 76% (на автомобили и услуги, связанные с их эксплуатацией, сейчас ажиотажный спрос), а капиталовложения в лесное хозяйство, водный и наземный транспорт, культуру и спорт, а также почту и связь падают. Это отрасли, где доминирует государство. То есть государственный сектор начинает крепко придерживать возобновившийся быстрый экономический рост — ни бюджет, ни внебюджетные механизмы не могут найти столь сильные источники финансирования, как это делает частный сектор.

    Перенастройка

    Поэтому вызывают опасение некоторые инициативы, связанные с государственным вмешательством в экономику. Отвечающий за экономический блок правительства первый вице-премьер Николай Азаров ежедневно как заклинание повторяет словосочетание «инвестиционно-инновационная экономика». На самом деле ни программа Партии регионов «Стратегия экономического развития Украины», ни какой-либо другой документ тщательно о практическом применении симбиоза инвестиций и инноваций не рассказывает. Дальше общих слов — правительство будет способствовать осуществлению внутренних и внешних инвестиций, а также содействовать внедрению инноваций — дело пока не идет. А ведь необходимо ставить вопросы о рычагах и механизмах государственной помощи. Да и вряд ли есть иные наработки, кроме создания новых госбанков и госфондов, тогда как украинское государство не успевает своевременно капитализировать уже существующие структуры. Хотя сейчас правительству не до государственных инвестиций. Еще около года Кабинету министров придется здорово напрягаться, чтобы сбалансировать ситуацию в области социальной помощи. Особенно если учесть, что она была разбалансирована именно соратниками Виктора Януковича ради победы на президентских выборах 2004 года. Идею сделать граждан богаче, «намазав ВВП на бутерброд простого украинца», подхватили в противоположном лагере. Теперь Николай Азаров заявляет о том, что первоочередной задачей нынешнего правительства будет сбалансирование пенсионного фонда и других фондов социального страхования, а соотношение между темпами накопления и потребления станет разумнее.
    Наконец, не стоит забывать, что у нынешнего Кабинета есть важная идеологическая задача. Сильным козырем Партии регионов остается то, что именно во время первого премьерства Виктора Януковича экономический рост достиг рекордных отметок. Второе правительство Януковича—Азарова уже объявило о своей новой задаче: в ближайший год достичь темпов экономического роста на уровне 6–7%, затем обеспечить их ускорение выше 10% и в результате за несколько лет удвоить ВВП.
    Улыбка для инвесторов

    Для достижения этой задачи все средства хороши. Социальные программы будут расти теперь с меньшей скоростью. Причем произойдет это по двум причинам. Увеличение доходов граждан не только съедает ресурсы бюджета и Пенсионного фонда, но и бьет по интересам капитала — рабочие руки становятся дороже (за последний год — почти на 30%). Предоставление льгот отдельным предприятиям и отраслям тоже убивает двух зайцев — содействует бизнесу, поддерживавшему Партию регионов во время выборов, и способствует улучшению бизнес-ожиданий в стране в целом. Разумеется, никто не будет ухудшать условия работы для малого бизнеса, как и давать обратный ход тем регуляторным реформам, которые начались на волне оранжевой революции. Хотя форумы «Власть и бизнес» сменят вывеску на «Власть и очень крупный капитал».
    Выступление Виктора Януковича в начале сентября на открытии второй сессии парламента нынешнего созыва порадовало — премьер произнес слово «IPO». Советники, писавшие главе правительства текст выступления, не могли не вложить в это заявление сакральный смысл. «Эксперт» прочитал его так, что продажа государственных промышленных активов пойдет живее, причем неконтрольные пакеты акций правительство готово отдавать иностранцам, тогда как приватизация 2003–2004 годов проводилась исключительно в интересах внутренних финансово-промышленных групп.
    Поддержка крупных предприятий таит в себе большую опасность, которую прекрасно осознают в правительстве, — это консервация нынешней, унаследованной от Союза промышленно ориентированной структуры экономики. Будет придерживаться импорт, что заодно убережет от большого дефицита торгового баланса. По этой причине вряд ли возможна существенная девальвация национальной валюты, которую после августовского прихода Партии регионов во власть почему-то посчитали решенным делом.

    Реверансы в отношении Запада и стремление сохранить демократический фасад политикума обеспечат главное — украинская власть не будет заранее пугать инвесторов. Результаты налицо: сегодня можно говорить, что из офшорных зон возвращается капитал, выведенный некогда отечественными бизнесменами. С другой стороны, в различные сегменты экономики массово приходятпо-настоящему иностранные инвесторы. В первую очередь их привлекает розничный рынок 47-миллионной европейской страны, где уже есть немало примеров успешного иностранного инвестирования.
    Всё это еще больше ускорит экономический рост, который в 2007 году может достичь восьми процентов. Важным условием такого прогноза является обеспечение политической стабильности и сохранение значительных сил у оппозиции нынешнему большинству в парламенте.
    Макроэкономический прогноз "Эксперта"
    Подогреть ветер

    У такого прогноза множество рисков. Главный из них — цены на газ. Как показывают расчеты, украинская промышленность, за исключением считанных предприятий, выдержит цену около 150 долларов за тысячу кубометров. Аналитики говорят о дефиците на мировых рынках металлопродукции и продовольствия, а значит, отечественной продукции будет обеспечен спрос. Рассчитывать на вновь заложенные в бюджет три миллиарда гривен стабилизационного фонда не стоит. Десятидолларовое повышение цен на газ преспокойно этот фонд съедает. Гораздо важнее построение политики правительства, основанной на стимулировании внедрения энергосберегающих технологий, налаживании добрососедских отношений со странами-поставщиками энергоносителей и тонкая а на противоречиях между основными центрами политического влияния в мире.
    Кроме того, если на рынках сырья и полуфабрикатов наметится спад, украинская экономика от этого точно не выиграет. Экономить ресурсы станет невыгодно, а избыточная валютная выручка, дающая возможности для инвестиций в собственные производства, поступать не будет. Поэтому именно сейчас, когда наметилась хорошая экономическая динамика благодаря высокому внешнему спросу, надо создавать все условия для прихода в страну новых технологий, современных машин и оборудования. Перевооружать основные фонды следует в фазе быстрого роста.
    Будут расти цены — именно к этому ведет активный экспорт. Украина может вновь вернуться во времена импортированной инфляции, когда дорожающие сталь и удобрения постоянно повышали отпускные цены производителей, а с лагом в семь-девять месяцев — и потребительские цены. Понимая это, нынешнее правительство изо всех сил старается остановить другую инфляционную волну, связанную с бешеным ростом после выборов цен и тарифов, регулируемых центральными или местными органами власти (всё можно было списать на повышение цен на газ). Антиинфляционная политика правительства в первую очередь должна быть направлена на изменение структуры потребления домохозяйств. Кабмину следует стимулировать склонность украинцев к накоплению, эмитируя госбумаги для населения и развивая в целом фондовый рынок. В противном случае экономический рост будет продолжать ралли на рынке инвестиционных товаров — автомобилей, квартир, земли. Стремление правительства Януковича—Азарова не спешить со структурными реформами стоит поддержать, учитывая необходимость решения описанных выше первоочередных задач. Плохо, если эти реформы не будут подготовлены и пойдут по старинке, то бишь будут проводиться на энтузиазме отдельных чиновников, а их проведение заставит бизнес вспоминать о дореформенных временах.

    Очевидно, именно большой негативный опыт наших реформ портит ожидания населения. Оно и так приучено к постоянно растущим ценам, и потому в украинской экономике высоки инфляционные ожидания. Однако после парламентских выборов начали стремительно ухудшаться и другие потребительские индексы. Например, индекс экономических ожиданий, который рассчитывается Международным центром перспективных исследований совместно с компанией GfK Ukraine, по результатам июньских замеров упал до 80 пунктов. Это означает, что 60% украинцев ожидают ухудшения состояния экономики, тогда как еще перед выборами таковых было менее 50%. Украинцы — своеобразная нация. После оранжевой революции на волне эйфории эти индексы взлетали, а экономика вскоре стала замедляться. Это говорит о том, что наши люди далеко не всегда соотносят общую ситуацию в Украине с собственным финансовым положением. Например, склонность делать крупные покупки никуда не пропала, даже если сограждане и не в восторге от персонального состава нынешнего Кабинета министров. Такую реакцию населения стоит учесть в своих расчетах, ибо собственные граждане в любой стране должны быть основными инвесторами в национальную экономику.

    Макроэкономический прогноз "Эксперта"
     
    Андрей Блинов

    Инф. expert

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.