Переработчики жалуются, что урожай фруктов в этом году ниже прошлогоднего на 20%, а цены на плоды просто зашкаливают. Но, пожалуй, самым болезненным ударом по производителям соков стало резкое подорожание концентратов, из которых производят напитки. Тем не менее тяга населения к «витаминам» позволит соковикам и дальше наращивать объемы продаж. Особенно если учесть, что они не жалеют рекламных бюджетов, чтобы убедить украинцев потреблять «натуральные и полезные напитки».
Сочный сезон
Производителей соков ждет один из самых «голодных» за последние годы сезонов. Большинство компаний жалуются на дефицит сырья и его подорожание. Причем масштабы кризиса оказались серьезнее, чем прогнозировали весной даже наиболее пессимистично настроенные эксперты. Тогда аналитики, ссылаясь на повредившие сады зимние морозы, обещали падение урожая фруктов на 10% и повышение цен на 10–15%. Но, как констатируют переработчики, предложение на данном рынке как минимум на 30% ниже прошлогоднего, тогда как спрос на сырье, наоборот, вырос на 20–25%. Заместитель директора Проекта аграрного маркетинга Андрей Ярмак оценивает снижение урожая в 18–20%. При этом по некоторым позициям, в частности персику и абрикосу, уменьшение собранных объемов по сравнению с 2005 г. составило 70%, по черешне и сливе — 40%. Соответственно менялись и цены. Персики и абрикосы подорожали в пять–шесть раз. По данным руководителя PR-службы компании «Витмарк Украина» Андрея Креня, стоимость килограмма персиков в этом году достигала 15 грн., абрикос — 13 грн., что является абсолютным рекордом для отрасли. Сливы подорожали на 40% — до 1–4 грн./кг.
Андрей Ярмак отмечает, что меньше всего от происков погоды пострадали яблоневые сады. Тем не менее предложение этих фруктов для переработчиков упало на 15%, поскольку продолжает расти доля товарных плодов, поставляющихся на «свежий» рынок. «При этом спрос на них существенно вырос, что привело к повышению цен на 35–40%», — говорит он. По данным переработчиков, стоимость яблок колебалась от 0,4 до 5 грн./кг.
Однако нередко компании не могли купить фрукты даже по новым ценам. С такой проблемой, в частности, столкнулись небольшие переработчики, которые не в состоянии гарантировать фермерам большие объемы закупки. Как следствие, хозяйства массово разрывали контракты и искали более интересных покупателей. Андрей Крень рассказывает, что их компания вынуждена была компенсировать дефицит сырья за счет поставок импортной продукции из Молдовы, Азербайджана, Грузии, Греции и Испании. Однако, как отмечают эксперты, в этом сезоне ее ввоз не был массовым, так как на ключевых рынках также отмечался недостаток плодов, следовательно, цены на них были высокими.
Самое печальное для участников рынка — невеселые перспективы обеспечения сырьем. Исполнительный директор ООО «Сандора» Игорь Ланда считает, что крайне негативно на отрасли сказывается и сокращение площадей под садами. «Из-за невыгодных условий кредитования украинские фермеры неохотно тратятся на внедрение инновационных технологий и не спешат вкладывать деньги в новые, более устойчивые к климатическим перепадам сорта. Не растет и количество садов, ведь в этом случае деньги замораживаются на три-четыре года, что невыгодно хозяйствам, использующим кредитные средства», — констатирует Игорь Ланда. Впрочем, по его словам, «Сандора» не испытывает особых проблем с сырьем, так как сумела наладить эффективное сотрудничество с хозяйствами. В то же время специалисты считают, что если негативные тенденции в отрасли не удастся переломить, уже через пять лет украинские производители соков, даже самые крупные, вообще не смогут закупать свежие яблоки, а натуральный сок либо вовсе исчезнет из продажи, либо будет очень дорогим.
Замена найдется
По мнению Андрея Ярмака, выходом из сложной сырьевой ситуации является лишь увеличение импорта концентратов. Впрочем, неприятный сюрприз нашим производителям преподнесли и поставщики последних. В этом году цены на яблочный и апельсиновый концентраты существенно выросли, что стало более серьезным ударом по отечественной переработке, чем подорожание свежих фруктов, так как именно из смесей делается большинство украинских соков. Все рекорды побил яблочный концентрат, который подорожал более чем на 100%. Из-за неурожая во многих странах на первое место по его поставкам вышел Китай, а бурный рост спроса позволил ему поднять цены на данный продукт с $700 до 1700/т. Менее значительна динамика цен на апельсиновый концентрат (до 40%), но и он уже подорожал до $1500–1700/т.
Кстати, Мария Колесник из консалтингового агентства ААА утверждает, что еще летом этого года из Украины экспортировался яблочный концентрат в страны ЕС. «Производители продавали его европейцам по более высоким ценам, а себе закупали в Китае по более низким», — говорит она
По мнению Андрея Креня, увеличение стоимости сырья, совпавшее с повышением цен на энергоносители, вынуждает переработчиков задуматься о пересмотре прайсов на свою продукцию. Он полагает, что в рознице соки должны подорожать как минимум на 10–15%.
Однако жесткая конкуренция вряд ли позволит компаниям переписать ценники. Андрей Крень считает, что большинству придется повышать цены в несколько этапов и крайне осторожно. В то же время переработчики не уверены, что их пересмотр скажется на объемах продаж. Соковый рынок, вопреки пессимистическим прогнозам о постепенном замедлении темпов роста и стагнации, по-прежнему демонстрирует хорошую динамику роста. В этом году эксперты ожидают не менее 25%-ного прироста, что позволит рынку перешагнуть уровень в 500 млн литров. Соковые рекорды, по мнению Андрея Креня, стали следствием улучшения благосостояния населения. «Если три–четыре года назад сок в большинстве случаев являлся атрибутом обеспеченной жизни, то сейчас это ежедневный продукт для покупателей с любым уровнем дохода», — констатирует он.
Повышение привлекательности отрасли на фоне удорожания переработки усилило тенденции концентрации, которая началась несколько лет назад. На сегодняшний день трем крупнейшим производителям («Витмарк» — марки Jaffa, «Соковита», «Белый пакет», «Сандора» — «Сандора», «Садочок», «Дар», «Желтый пакет», «Эрлан» — «Биола», «Фруктовая семейка», «Премьера») принадлежит уже не менее 80% рынка, тогда как доля региональных производителей стремительно сокращается. Но эксперты сходятся во мнении, что передел сфер влияния все еще возможен. Претендентом на роль четвертого лидера считается Coca-Cola, которой удалось в конце прошлого года заполучить ТМ российской компании «Мултон» — Rich, «Добрый». Пока это привело лишь к усилению конкуренции в сегменте КаБаРе, однако, учитывая рекламные бюджеты компании, можно прогнозировать, что она попытается укрепить позиции перечисленных марок и в сетевой рознице.
Людмила Ксенз
Инф. dsnews
e-finance.com.ua