Вторая война за бюджет-2007 при упорстве сторон вскоре сможет перейти в «ярмарку абсурда» – демонстрацию заботы политиков о простом гражданине.
Все началось 19 февраля, когда Президент Виктор Ющенко направил в Верховную раду законопроект о внесении изменений в государственный бюджет, предлагающий повышение с 1 мая прожиточного минимума и минимальной заработной платы.
Хотя нет, повод к конфликту был заложен во время предыдущей «бюджетной войны», когда после отказа Виктора Ющенко подписать принятый ами «антикризисной коалиции» 6 декабря прошлого года госбюджет-2007, народные депутаты пошли на ряд уступок Президенту. В частности, было поддержаны президентские предложения об ограничении максимального размера пенсий и ежемесячного пожизненного содержания госчиновников. Кроме того, в «Заключительные положения» госбюджета был вписан пункт о направлении по итогам I квартала сверхплановых поступлений от приватизации (при годовом плане в 10 млрд. грн) на увеличение прожиточного минимума и минимальной зарплаты. Стоит отметить, что в декабре, идя навстречу Президенту, ы правительства усиленно намекали, что на практике социальной раздачи ждать не придется. «Инновационно ориентированный бюджет предполагает торможение роста социальных выплат» - таков был лейтмотив выступлений политиков из коалиции.
Однако, даже имея в тексте закона о госбюджете такое опасное примечание, всего спустя полтора месяца ы Кабмина настолько успокоились, что переусердствовали в самохвальстве. Данные Госкомстата продемонстрировали по итогам января 2007 года небывалый рост украинской экономики: рост промышленного производства по сравнению с январем пришлого года составил 15,8%, а рост ВВП – 9,8%. При этом, вопреки прогнозам аналитиков, рост январской инфляции составил всего 0,5%. Впрочем, не стоит сильно обольщаться этим цифрам - высокие показатели промпроизводства и ВВП были вызваны низкой базой сравнения – январем 2006 года, когда, вследствие «газовой войны» и высоких морозов, рост ВВП составил всего 0,85, а промышленность и вовсе продемонстрировала спад. В свою очередь низкий уровень инфляции был вызван невключением в ее структуру повышения коммунальных тарифов в Киеве в 3-4 раза. Однако ами Кабмина такие высокие статистические показатели были названы в качестве личного достижения. Апогеем саморекламы стало заседание 9 февраля коллегии Минфина, на котором первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров потребовал от журналистов аплодировать достижениям правительства.
Такая самореклама сделала медвежью услугу Кабмину – причиной повышения социальных выплат Президент назвал именно небывалый экономический рост января. «Анализ экономических, финансовых показателей за январь-февраль текущего года дают Президенту все основания считать, что сегодня существует реальный ресурс для повышения социальных показателей государственного бюджета на 2007 год»,- отметил руководитель службы социально-экономического развития Секретариата Президента Александр Шлапак.
Сначала президентская инициатива была крайне холодно принята «антикризисниками», успевшими обвинить Ющенко в популизме. Однако спустя полторы недели, в ходе последнего заседания Кабмина были одобрены поправки в бюджет, увеличившие государственные расходы на 7,2 млрд грн. При этом размер выплат был увеличен, по сравнению с цифрами, которые внес на рассмотрение Верховной Рады Президент. Например, повышение минимальной зарплаты до 420 грн планируется повести не с мая, как предлагал Ющенко, а с 1 апреля; а с 1 октября – поднять до 442 грн. Минимальную пенсию предлагается с 1 апреля поднять до 410 грн, а с з 1 октября – до 415 грн. Кроме того, 750 млн грн будет направлено на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам детства и детям-инвалидам, 400 млн - на выравнивание финансового обеспечения местных бюджетов, 300 млн - отдельным категориям личного состава МВД, а еще 200 млн – на развитие инфраструктуры регионов.
Стоит отметить, что невиданная щедрость правительства совпала с разговорами о возможных парламентских и президентских перевыборах в сентябре. Совершенно случайно, предлагаемые Кабмином повышения выплат, закончатся почти перед потенциальным референдумом.
Важнее то, что, завязав вторую бюджетную войну, Виктор Ющенко в итоге оказался в незавидном положении. Вместо разговоров о защите интересов «маленького украинца» ему предлагается стать статистом повторения предвыборной раздачи пенсий Виктора Януковича, аналогичной той, что происходила в 2004-м. Что делать, не подавать же в Раду новый законопроект с еще большими социальными выплатами?
В поисках выхода первый замглавы секретариата президента Арсений Яценюк для начала заявил «о полной поддержке Президента правительства в вопросе увеличения социальных стандартов». «Президентом недавно был внесен законопроект с такими предложениями, который сначала встретил неоднозначную позицию правительства, но потом стало ясно, что все предыдущее заявления и расчеты не соответствуют действительности, они канули в прошлое»,- сказал он.
Единственное, что сейчас в состоянии сказать Секретариат Президента - это то, что правительственный проект предполагает увеличение бюджетного дефицита на 2,6 млрд грн. «Его превышение за 3 % является недопустимым для современного развития экономики. Мы не можем финансировать социальные нужды за счет увеличения долговой ямы»,- заявил Арсений Яценюк. При этом он отметил, что «Секретариат четко предлагает дополнительные источники» финансирования этих выплат, назвав одну из них – налог на доходы граждан, способный увеличить доходы бюджета на 1 млрд грн. Впоследствии руководитель службы социально-экономического развития Секретариата Президента Александр Шлапак назвал еще большую сумму доходов из этого источника - 1,4 миллиарда гривен. Кроме того, Яценюк успел предположить «значительное усиление инфляции» в случае, если Кабмин не прислушается к советам Секретариата.
Несмотря на то, что формально все эти объяснения выглядят вполне резонными, с точки зрения информационной войны они проигрывают массовому социальному прорыву Януковича. Впрочем, обсуждение законопроекта в парламенте даст время команде Президента перегруппироваться и подыскать новые аргументы критики. Ждем продолжения…
Олекса Богуш
Инф. glavred
e-finance.com.ua