Еще один признак роста благосостояния украинцев – увеличение объема продаж замороженных овощей. На рынке появились украинские торговые марки, но овощи для них по-прежнему везут из-за рубежа.
Еще пять лет назад рынок замороженных овощей был заполнен импортной продукцией. Но сейчас лидеров рынка – польские Hortex и Hortino, французскую Bonduelle и российскую «Ледово» – постепенно вытесняют украинские компании.
«Мы хотим, чтобы развивалась культура потребления замороженных овощей. Сейчас на одного украинца приходится только 300 г в год таких продуктов», – говорит Людмила Юрковская, начальник отдела маркетинга компании «Рудь» (Житомир). Но украинские компании руководствуются вовсе не альтруистическими мотивами. Замороженные капуста, горошек, кукуруза и морковь дороги. К примеру, цена капусты брокколи и горошка в киевских супермаркетах составляет 6–10 грн. за 400 г. Но такие овощи становятся все более популярными среди украинцев. «Это прибыльный рынок», – не скрывает Оксана Белоцерковская, директор по маркетингу компании «Левада». Компания специализируется на полуфабрикатах (пельменях и варениках), а замороженные овощи начала продавать в октябре. «Мы сейчас увеличиваем свою представленность в сетевых магазинах», – добавляет г-жа Белоцерковская.
Появление на этом рынке украинских компаний похоже на бум. В течение года открылись два новых предприятия в Каменце-Подольском и Ивано-Франковске, а уже работавшие компании увеличили объемы производства, рассказывает Юрий Демьянюк, директор херсонской компании «Краса» (ТМ «Дарус»). «Еще 4–5 лет назад на рынке работало 2–3 украинские компании, сейчас – около 20», – утверждает Андрей Ярмак, руководитель проекта «Агрообозрение: овощи и фрукты». За этот период украинские предприниматели заняли около 40% рынка, оттеснив иностранных конкурентов. По оценке экспертов проекта, ежегодно потребление замороженных овощей увеличивается на 20%. В 2007 г. объем продаж составит 35–45 тыс. т (с учетом картофеля), сообщил представитель «Агрообозрение: овощи и фрукты». А в денежном выражении рынок оценивается в $70–100 млн за год.
Интересно, что компания «Левада» не занимается заморозкой, а закупает уже готовые фасованные овощи в Польше, а затем продает их под своей торговой маркой. По такой же схеме работает и компания «Рудь». Так поступает основная часть украинских компаний, говорят эксперты. «Качество польского сырья гораздо выше украинского. А в этом году цены на сырье в Украине выше, чем в Польше», – рассказывает Мария Колесник, аналитик консалтингового агентства «ААА». Рентабельность несложного бизнеса по перепродаже в Украине импортных замороженных овощей эксперты оценивают в 25%.
Ирина Порецкая
Инф. "24">24
e-finance.com.ua