Во время прошлого заседания правительства Юлия Тимошенко нашла козлов отпущения, на которых, по ее решению, теперь перевесят всю ответственность за бардак в транспортной отрасли страны.
И не удивительно, что конфликт разгорелся вокруг самой прибыльной части пирога – «Укразализныци». Премьер-министр процитировала цифры, до этого старательно выведенные подконтрольным ей главой КРУ Николаем Сивульским: якобы, предыдущий глава железной дороги Владимир Козак украл более 2 млрд. гривен.
Тут же министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский направил в Кабинет министров представление на увольнение нынешнего генерального директора «Укрзалызници» Василия Мельничука. А Владимир Козак, по-видимому, испугался, что обвинения Тимошенко могут иметь не менее серьезные последствия и для него как для главы парламентского Комитета по вопросам транспорта и связи. Ведь лидер БЮТ уже желает не только лишить его руководства комитетом, но и снять депутатскую неприкосновенность. Для того, чтобы привлечь к уголовной ответственности.
«Я как глава комитета ВР по вопросам транспорта и связи, запросил материалы КРУ по этому делу, – так прокомментировал ситуацию Козак. – Думаю, что премьера неправильно проинформировали с целью дискредитировать меня. В структуре «Укразализныци» работает около 109 юридических лиц, которые во времена моего руководства ведомством допускали некоторые нарушения. Однако к ним применялись жесткие меры».
Хотя эксперты уже давно берутся за голову, когда речь заходит о том, что твориться в транспортной отрасли страны. А теперь еще и впал в спячку и комитет по вопросам транспорта и связи, который раньше активно «пинал» Министерство транспорта и связи, заставляя там пышных дядек хоть как-то работать.
Вас интересует вся авиационная отрасль страны? А министра – рейсы в Париж
И, надо признать, получалось. Когда социалисты пролезли в отрасль транспорта и связи страны, то им было намного интереснее самим пользоваться благами науки и техники. К примеру, Николай Рудьковский, который опробовал государственную авиацию полетами в Париж за государственный счет, мало при этом интересовался, что в Украине происходит с другими видами транспорта. А в это время его друзья-социалисты, водрузившие Колю на транспортный трон, подсчитывали, как подмять под себя денежные потоки транспортной отрасли. Интерес – это возможность растянуть во все стороны имущество в портах; сбор дани с логистических компаний, а особенно тех, кто занимается международными перевозками; денежные потоки «Укравтодора», которые, по идее, должны были бы идти на улучшение качества украинских дорог. Ну и, конечно, доходы «Укрзализныци», в расхищении которых сейчас Тимошенко и обвиняет Козака.
При всем этом именно депутаты комитета по вопросам транспорта и связи, с завидным постоянством писавшие запросы в прокуратуру, запугивали социалистов одним только своим присутствием. Возглавлял тогда этот комитет Антон Пригодский, как говорят, лучший друг Виктора Януковича. Хотя, все-таки кажется, что от дружбы с Януковичем у него вовсе не появлялось больше желания работать и мониторить, чем занимался Николай Рудьковский. Помниться, именно Пригодского в свое время обвиняли в организации чартерных полетов за тридевять земель для Януковича-младшего, возглавлявшего в 2006 году подкомитет по вопросам автомобильного транспорта. Но и у Пригодского, как у всякого нормального человека, работающего на бутерброды с маслом и икрой, тоже свои интересы в комитете. Но пока Пригодский «жевал эти бутерброды», в комитете была видна хоть какая-то работа. Мы просмотрели прессу за один только 2006 год, и нашли информацию о массе резонансных дел, расследуемых тогдашним руководством комитета по вопросам транспорта и связи.
Накопав злоупотребления, те же заместители Антона Пригодского писали письма в органы прокуратуры, в том числе и в Генеральную прокуратуру. Вот, к примеру, депутаты брались за Борисполь, из которого стартовал в Париж Рудьковский. Заместитель Пригодского Игорь Шкиря штурмовал главное управление МВД Украины в Киевской области и главу Госавиаадминистрации с требованиями ввести серьезную ответственность для авиакомпаний за утерю багажа пассажиров. Тогда и выяснилось, что большинство грузчиков аэропорта «Борисполь» имели судимости. Правда, довести дело до конца, несмотря на решения прокуратуры о необходимых проверках, так и не удалось – все ушли на парламентские перевыборы. И до сих пор, несмотря на желание Юлии Тимошенко обличить воров из рядов прежней власти, дирекция «Борисполя» не подвергалась тщательной проверке. Конечно, нас, как рядовых граждан-пассажиров, больше интересует история с пропажами ценных вещей из багажа. Хочется, чтобы гарантировали, что такого больше не повториться. Но еще стоит расследовать и дело о необоснованно завышенном количестве страховых компаний, с которыми дирекция аэропорта заключала соглашения, а также проверить, действительно ли закупка аэродромного оборудования проводилась по несправедливым ценам.
Не менее интересное и резонансное дело вел и глава подкомитета по вопросам авиационного транспорта Александр Галуненко. Депутат отписывал министру обороны Анатолию Гриценко, пытаясь вникнуть в ситуацию с предоставлением в пользование НАТО нескольких десятков единиц украинской авиационной техники. На это из Министерства обороны Украины депутату присылали ответные письма, в которых писали: «Нам не понятны ваши сомнения по поводу способности Государственным предприятием Министерства обороны выполнять взятые на себя обязательства при сотрудничестве с транспортной отраслью НАТО». Естественно, что в одиночку, без активной пиар-кампании в масс-медиа даже самые активные члены комитета по вопросам транспорта и связи не были способны сделать для авиации что-либо большее, чем просто расследовать факты злоупотреблений и жаловаться в прокуратуру. Потому что министр транспорта больше любил летать самолетами, чем интересовался, как улучшить авиационную отрасль.
Парадоксальным оказалось то, что, спустя год, министр обороны Анатолий Гриценко сам признал: депутаты, имевшие возможность работать в прошлом созыве Верховной Рады в комитете по вопросам транспорта и связи, были правы в подозрениях по поводу злоупотреблений с использованием авиации Украины. «Есть серьезная угроза потери практически всего парка вертолетов Ми-8МИ для армейской авиации Сухопутных войск в результате сделок по договору аренды от 2003 года, когда компания «Украинские вертолеты» на абсолютно невыгодных для Миниобороны условиях взяла в аренду 16 боевых вертолетов», - заявил Гриценко, когда ушел в оппозицию к президенту Виктору Ющенко. А лоббировал интересы этой компании, по информации бывшего министра обороны, заместитель главы Секретариата Президента Александр Чалый.
Но неужели вы думаете, что сейчас ситуация улучшилась? В Министерстве обороны сидит Юрий Ехануров, послушный президенту и чиновникам его секретариата. В Министерстве транспорта и связи сидят все те же социалисты. Правда, уже переметнувшиеся к Юлии Тимошенко. И Иосиф Винский, как и год назад Николай Рудьковский, как представляется, так же далек от понимания проблем транспортной отрасли, как Киев от Парижа.
В комитете все спокойно
А в комитете по вопросам транспорта и связи – все тот же Антон Пригодский, но уже «представленный» Владимиром Козаком, которого Юлия Тимошенко и обвиняет в хищениях на «Укрзализныце». Дело в том, что в кулуарах Рады ходят настойчивые слухи, что Козак – человек Пригодского. Поговаривают, что Козак едва ли регулярно получает от Пригодского указания, как работать комитету.
Можно предположить, что раз у Пригодского на данный момент нет особой заинтересованности в раскулачивании нечестных на руку транспортников, то и Козак особой активности не проявляет. А что, простите, ему еще остается? Ведь есть такое негласное правило: если сам не можешь ничего организовать, то остается только кивать, молчать и улыбаться. Ну, не признавать же, что до твоего прихода подконтрольный комитет работал лучше! И когда мы заподозрили этот факт и два дня подряд звонили на мобильный Владимиру Козаку за комментарием, то он тоже по привычке молчал. То есть, не брал трубку. У него, к тому же, есть сейчас еще один повод не общаться с журналистами – это нежелание оправдываться на обвинения Юлии Тимошенко.
А вот когда мы дозвонились до первого помощника Владимира Козака, то он вообще нам с перепугу сказал, что комментировать эффективность работы комитета по вопросам транспорта и связи может только Юлия Тимошенко. По мнению помощника, из-за того, что Козак был назначен на работу премьер-министром, правительство которой работает очень эффективно (так и сказал!), то Козак не будет отвлекаться «по пустякам», комментируя что-либо. В том числе и вопрос о том, насколько плодотворно работает комитет, который он возглавляет.
А о «плодотворности» работы можно судить по следующим критериям. Со времени, когда после перевыборов в декабре 2007 года 401 народный депутат проголосовал за постановление об утверждении состава парламентских комитетов, в комитете по вопросам транспорта и связи зарегистрировали всего лишь 15 законопроектов. И под всеми ними содержится один вывод: «законопроект вручен для ознакомления». И это все.
В итоге в комитете сейчас и «отжигает» один Александр Третьяков, имеющий интересы в сфере коммуникаций. Он при помощи своих людей вносит законопроекты, половина которых – об изменении правил игры для телекоммуникационного рынка. Это: проект о внесении изменений в Закон Украины «О телекоммуникациях» (относительно приобретения лицензиатом права на предоставление услуг фиксированной телефонной связи – конвергентных услуг); в некоторые законы Украины, которые регулируют деятельность в отрасли телекоммуникаций (относительно лицензирования видов деятельности и пользования радиочастотным ресурсом); в Закон Украины «О телекоммуникациях» относительно определения рынка телекоммуникационных услуг доступа; о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления государственного присмотра в отрасли связи и так далее. И такого третьяковского законотворческого добра сейчас в комитете – добрая половина. Однако эти проекты также лежат и пылятся – потому что сейчас в комитете проходят латентные процессы, в которых вопросы бизнеса решаются тихо и без шума.
Кроме того, ходят слухи, что после увольнения Василия Мельничука с должности генерального директора «Укрзализныци» народный депутат Николай Ковзель, нынешний секретарь комитета по вопросам транспорта и связи, собирается покинуть и БЮТ, и коалицию. Его, по имеющей информации, уже давно пытался сбить с орбиты влияния на транспортную сферу Иосиф Винский, - но вот никак не получалось. Кого сейчас предпочтет Юлия Тимошенко: Винского или Ковзеля? Вот это – интересный вопрос. Кстати, Ковзель освоился со своей компанией «Интертранс», занимающейся железнодорожными перевозками, еще во времена покойного министра транспорта Георгия Кирпы. Ведь, в отличие от времен последних двух хозяинов-социалистов, тогда и «Укрзализныця», и в целом Министерство транспорта Украины работали позитивно. Как, к слову, и комитет по вопросам транспорта и связи. И даже если депутаты сейчас бы там пыжились и тужились в инициативах сделать хоть что-то позитивное, то вряд ли этому были бы рады другие – те, кто имеет свои бизнес-интересы, предпочитая их решать без лишней суматохи в прессе. И в нашем государстве все решается именно так. Потому что рыба гниет всегда с головы.
"fraza">fraza
e-finance.com.ua