Главной проблемой является определение оптимальной системы выборов в Верховную раду и местные органы власти
В готовящемся Избирательном кодексе (ИК) будет сохранена действующая система выборов президента. При этом главной проблемой является определение оптимальной системы выборов в Верховную раду и местные органы власти. Об этом рассказали члены рабочей группы по созданию ИК, в которую вошли представители секретариата президента, Центризбиркома (ЦИК), Минюста и народные депутаты. Разработчики утверждают, что кодекс будет вынесен на рассмотрение парламента осенью.
В четверг на сайте Кабинета министров был обнародован план действий по подготовке усиленного договора между Украиной и Евросоюзом. Одним из его пунктов является создание Избирательного кодекса. Вчера Ъ стали известны подробности документа, над которым группа народных депутатов, представителей секретариата президента, ЦИКа и Министерства юстиции работала последние несколько месяцев.
Как утверждают члены рабочей группы, ИК будет состоять из двух частей — общей и специальной. “Общая часть будет содержать моменты, касающиеся избирательного процесса и технического процесса проведения референдумов. В специальной части, по разделам, будут находиться те законы, которые сейчас действуют — 'О выборах президента', 'О выборах народных депутатов' и 'О выборах в местные органы власти'. Из них будет взято самое лучшее — то, что уже испробовано на практике последних выборов”,— рассказал один из разработчиков ИК, член Центральной избирательной комиссии Александр Шелестов.
То, что в кодексе помимо выборов депутатов и президента будет выписан и механизм проведения референдумов, заместитель главы секретариата президента Марина Ставнийчук объяснила тем, что они “процедурой проведения и организацией голосования” схожи с выборами.
Разработчики кодекса планируют оставить без изменений систему выборов главы государства в два тура. “Она себя относительно оправдала и в принципе каких-либо нареканий по этому поводу от основных политических сил на данный момент нет”,— сказал господин Шелестов.
Главной трудностью разработчики кодекса называют определение системы выборов в Верховную раду и местные советы. Как известно, с 2006 года избиратели голосуют только за партии или блоки. С того времени представители различных политических сил предлагали либо вернуться к смешанной системе, либо ввести мажоритарный принцип избрания. По мнению Юрия Ключковского, изменения должны коснуться в первую очередь парламентских и местных выборов. “Особенно требует изменений система выборов в местные органы власти! Сегодняшняя система политизировала местное самоуправление”,— заявил председатель рабочей группы по подготовке ИК, народный депутат Юрий Ключковский (”Наша Украина—Народная самооборона”).
“Основной момент, связанный с принятием или непринятием кодекса,— это выбор избирательной системы. Например, если будет предложена избирательная система Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко, где независимо от количества голосов, взятых той или иной политической силой на выборах, она автоматически получает 226 голосов, то уже не нужно будет никаких кодексов. Можно будет поставить большую точку на развитии демократии в стране”,— отметила Марина Ставнийчук.
Помимо внутриполитических факторов разработчики готовят кодекс с оглядкой на европейский опыт и требования Евросоюза. Одним из них является обеспечение права голоса в случае выезда или пребывания избирателя за рубежом. Члены рабочей группы признают, что пока не готовы в полной мере обеспечить голосование граждан, находящихся за пределами Украины. При этом в ЦИКе уверены, что право голосования за рубежом необходимо предоставить не только тем, кто находится на консульском учете, но и тем гражданам Украины, которые пребывают за границей на нелегальном положении. “Таким избирателям нужно дать возможность обращаться на участки, необходимо, чтобы их вносили в списки избирателей”,— считает Александр Шелестов.
По мнению господина Ключковского, проблема состоит не в том, чтобы обеспечить учет избирателей за рубежом, а в том, как их найти. “Списки мы составляем огромные, а голосовать идут 12-15% избирателей, которые в них включены. Поэтому проблема в том, как обеспечить учет тех, кто реально хочет голосовать”,— отметил он.
Кроме того, ЕС требует отказаться от процедуры голосования по открепительным талонам. Члены рабочей группы уверены, что это может произойти лишь в случае формирования госреестра избирателей. “Человек находится в пути или в каком-то другом городе. Он автоматически исключается из списков участка, в которые был внесен, и в одну секунду вносится в списки участка, на котором он сможет находиться. Избиратель не будет дважды или более занесен в списки, при реестре избирателей это будет невозможно”,— рассказал господин Шелестов.
Согласно Плану действий Украина—ЕС, кодекс должен быть подготовлен до весны 2009 года, но его разработчики планируют внести ИК на рассмотрение в Верховную раду этой осенью. В секретариате президента уверены, что применение ИК на практике возможно уже во время проведения будущих президентских выборов.
e-finance.com.ua