• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Призрак Госплана
    2006-03-22 15:58:00

    До 2030 года государство потратит на развитие ТЭК 1 трлн. грн.

    Кабинет министров утвердил Стратегию развития топливно-энергетического комплекса Украины до 2030 года. Документ изобилует системными недостатками.

    Этот объемный документ, наполненный цифрами и диаграммами, предназначен для того, чтобы определить приоритеты энергетической политики Украины на ближайшие десятилетия, а также механизмы их реализации. По крайней мере, такие задачи ставили перед собой авторы данного документа, и именно эту информацию рассчитывали найти в нем экспертное сообщество и бизнес. Но найти ее оказалось сложно.

    Стратегия, как продукт работы чиновников, свидетельствует о наличии противоречий между госплановским мышлением и рыночными подходами. К примеру, в документе часто идет речь о том, что нужно построить и где, но не говорится, как именно государство может выполнить подобные планы в условиях независимости хозяйствующих субъектов от государства.

    Бросается в глаза разнородность видения развития ТЭК авторами различных частей стратегии. В одной части говорится, что добыча нефти и газа будет осуществляться отечественными компаниями, формы собственности которых сохранятся на сегодняшнем уровне. В то же время в главе о приватизации допускается возможность приватизации нефтегазовых компаний «целостными комплексами» с закреплением в госсобственности 50% + 1 акции.

    В документе неясна роль государства относительно ТЭК. Так, с одной стороны, Министерству топлива и энергетики отводится роль управляющего собственностью органа, с другой — ведомство остается органом, определяющим государственную политику в ТЭК. Однако это совершенно разные вещи.

    Наконец, документ лишь вскользь затрагивает вопросы развития конкуренции в ТЭК, хотя соперничество является единственным механизмом, способным обеспечить повышение эффективности существующих предприятий в рыночных условиях.

    И, конечно же, последней каплей, разрушающей веру в единство взглядов авторов, является раздел о финансировании запланированных в Стратегии заданий. Общая сумма, на которую планируется «построить и увеличить опережающими темпами» до 2030 года, составляет около 1 трлн. грн. в ценах 2005 года, то есть в среднем около 40% государственного бюджета в год. Источники финансирования довольно призрачны: это и деньги госбюджета, и целевая 25-процентная надбавка к тарифам на электроэнергию. Основой же инвестиционной политики являются тарифы, отображающие издержки на производство. Неясным остается лишь одно: если стратегию пишет государство, а инвестиции делают хозяйствующие субъекты, то каким образом государство будет заставлять строить их тот или иной объект, дабы оставаться в рамках Стратегии?

    В предложениях по финансированию лишь вскользь упоминаются частные инвестиции. Хотя ясно, что для модернизации экономики не может быть другого источника — государство просто не в состоянии аккумулировать необходимые ресурсы, а если оно и получит какие-либо средства, то эффективность их вложения более чем сомнительна.

    Таким образом, Стратегия не дает однозначного ответа на главный вопрос о стратегии государства в ТЭК.

    Единственным непротиворечивым разделом Стратегии является глава, касающаяся приведения политики в ТЭК к европейским стандартам. Здесь недвусмысленно говорится, что лучший опыт реформирования ТЭК восточноевропейскими странами доказал следующее: монополизм должен быть заменен конкуренцией, госуправление — госрегулированием, центрально планирование — либерализацией, а государственная собственность — частной. К сожалению, эти базовые принципы не нашли своего однозначного закрепления в остальных частях документа, наполненных госплановскими и протекционистскими пассажами.

    Впрочем, принятие такого документа — уже огромный прогресс, так как он показывает точку зрения государства, задает необходимое поле для дискуссии и делает возможным для экспертного сообщества и частного сектора высказать свою поддержку или несогласие с «государственным» видением проблем ТЭК.К сожалению, пока пишутся стратегии, в украинском ТЭК идут процессы отката от прогрессивных изменений, достигнутых в предыдущие годы. Наблюдаются процессы монополизации в электроэнергетике под государственной крышей НАК «ЭКУ», независимый регулирующий орган принимает решения под давлением государства, которое одновременно и самый большой ок в секторе, тарифная политика становится менее прозрачной, перекрестное субсидирование усиливается. Управление побеждает регулирование, монополия — конкуренцию, госсобственность — частную, а планирование — либерализацию. И нет оснований считать, что даже тот позитив, который заложен в Стратегии развития украинского ТЭК, найдет свое воплощение в жизни.

    Надежда Филимонова

    Инф. kv

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.