Ведущие немецкие сети супермаркетов в условиях надвигающегося спада объявили о 20-процентном снижении цен на молочные продукты и другие продовольственные товары. Это приведет к замедлению темпов инфляции в стране.
Крупнейшие в Германии сети дискаунтеров Aldi, Penny и Lidl в первые дни ноября примерно на 20 процентов снизили цены на молоко и такие молочные продукты, как сливочное масло, творог, взбитые сливки и конденсированное молоко. Одновременно подешевели другие продовольственные товары, например, кофе, яблочный сок, сахар. Пшеничная мука стоит теперь на 25 процентов меньше. В отдельных случаях цены упали на 35 процентов.
Дискаунтеры подчеркивают, что речь идет не о временной акции, а о долгосрочном изменении общего прейскуранта. Их примеру вскоре могут последовать другие супермаркеты, поскольку торговый гигант Aldi считается на немецком рынке молочной продукции законодателем цен.
Розничная торговля объясняет свое решение падением мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, а также последствиями финансового кризиса. В условиях надвигающегося экономического спада потребители проявляют сдержанность, а потому дискаунтеры используют любую возможность для того, чтобы привлечь покупателей в магазины. Так, сеть Lidl широко разрекламировала свой шаг в ежедневных газетах.
Возвращение цен на уровень середины 2007 года
"Потребительские цены на молочные продукты вновь вернулись на тот уровень, который был в середине 2007 года до их резкого скачка", - отметил в интервью информационному агентству dpa исполнительный директор Объединения молочной промышленности земли Северный Рейн-Вестфалия Райнхард Паув (Reinhard Pauw). Он напомнил, что цена пачки масла достигла пика в ноябре 2007 года, когда 250 граммов стоили у дискаунтеров 1,15 евро. Первое существенное снижение произошло нынешней весной, а на этой неделе цена окончательно вернулась на свой многолетний уровень в 73 цента за пачку марочного масла. А литр обезжиренного пастеризованного молока стоит теперь у Aldi и Penny 49 центов - это самая низкая цена с начала 2007 года.
Нынешнее снижение цен стало возможным благодаря вновь обострившемуся на немецком молочном рынке кризису перепроизводства. Из-за высокой производительности труда в сельском хозяйстве ведущих стран ЕС этот кризис носит хронический характер. Однако в прошлом году на мировом рынке спрос на молочную продукцию на какое-то время превысил предложение, что и позволило немецким производителям добиться значительного повышения цен.
И вот теперь переизбыток молока вновь дал о себе знать. Райнхард Паув подчеркивает, что это связано с целым рядом причин. Так, после прошлогоднего взлета цен на немецком рынке заметно сократился спрос. За первые восемь месяцев нынешнего года потребление творога снизилось в Германии на 10 процентов, масла - почти на 4 процента, сыра - примерно на 3,5 процента. К тому же различные производители продуктов питания из-за дороговизны животных жиров стали чаще использовать жиры растительные. Одновременно заметно упали объемы экспорта, в частности, в Северную Америку.
Катастрофа для фермеров, благо для экономики
Падение розничных цен на молоко ставит немецких фермеров в очень сложное положение, поскольку нынешние закупочные цены многим из них даже не позволяют покрывать расходы. Вот почему Всегерманский союз собственников молочного скота назвал произошедший сейчас обвал цен катастрофой.
Однако для немецкой экономики в целом это - очень положительное явление. Рекордные темпы роста инфляции в еврозоне за последний год были вызваны, главным образом, удорожанием энергоносителей и продуктов питания. Нефтепродукты уже подешевели, теперь на исходные рубежи возвращаются цены на продовольствие. Это не может не привести к дальнейшему замедлению темпов инфляции, что, в свою очередь, повысит покупательную способность населения и позволит Европейскому центральному банку продолжить снижение процентных ставок, стимулируя тем самым оказавшуюся на грани рецессии экономику.
Андрей Гурков
e-finance.com.ua