С начала года отечественные порты увеличили экспортные отгрузки на 30%.
В январе украинские порты увеличили на треть объемы перевалки экспортных грузов по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. В то же время, по данным Госкомстата, объемы импортных грузов в портах сократились более чем на половину. Обе тенденции имеют одну главную причину — резкая девальвация национальной валюты. Из-за обесценивания гривни многие украинские товары стало выгодно продавать на внешних рынках. В первую очередь увеличился спрос на морские перевозки со стороны металлургов. Так, по словам мэра Донецка Александра Лукьянченко, метпредприятия города сегодня загружены на 90-95%. При этом почти вся продукция этих заводов идет на экспорт.
В портах также подтверждают активность торговцев металлом. «Сегодня относительно стабилизировался экспорт украинского металла, кокса и окатышей», — рассказывает начальник отдела развития и внешних связей Одесского морского торгового порта Михаил Шапошников.
Еще один товар, который отечественные компании в январе этого года начали активно продавать за рубеж, — зерно. Так, по словам представителей Одесского порта, их январские показатели по транспортировке зерновых даже выше, чем прошлогодние.
Если обвал гривни на руку экспортерам, то для импортеров он стал одной из главных проблем. «Например, товар из Китая идет 20-25 дней. За это время цена из-за курсовых колебаний может значительно поменяться. В итоге некоторые компании просто не идут на такие риски», — объясняет главный диспетчер Одесского морского торгового порта Руслан Сахаутдинов.
По его мнению, количество импорта сокращается по нескольким причинам. Прежде всего это влияние мирового кризиса — во многих странах падают объемы продаж, а, следовательно, и объемы производства. Но есть и местные проблемы — нестабильность украинской политики и экономики. К тому же украинские таможенники в ноябре прошлого года повысили средние индикативные цены, от которых зависит размер взимаемых налогов. Поэтому некоторые товары стало просто невыгодно ввозить в Украину.
Украина отказывается от апельсинов
По словам представителя Одесского морского торгового порта, значительную часть импорта составляют контейнерные грузы. В основном в контейнерах в Украину везут товары народного потребления — технику, одежду. Весомую долю в структуре импорта занимают также цитрусовые. «Сегодня количество ввозимых товаров народного потребления сократилось примерно на 70%. Цитрусовых ввозят около 60% от прошлогодних показателей», — рассказывает Шапошников.
Немаловажно и то, что сократилось количество транзитных товаров. Так, одним из главных транзитных грузов для украинских портов является сахарный сырец, который везется в Россию. Однако, по словам участников рынка, в последнее время российские компании практически отказались от транзита сырца через территорию Украины.
Импорт будет сокращаться и дальше
По мнению экспертов, экспортный бум сохранится в последующие несколько месяцев. «Мы ждем, что до апреля-мая спрос на украинские металлы и зерно будет стабильным. Но что будет хотя бы через полгода, я не берусь прогнозировать», — говорит Шапошников. А вот количество импортных грузов в украинских портах, скорее всего, будет и дальше сокращаться.
Такие ожидания аналитики в первую очередь связывают с законом, подписанным на прошлой неделе президентом, о введении временной 13%-ной надбавки к пошлине на некоторые импортные товары. «Насколько я знаю, по импортным грузам сегодня компании дорабатывают ноябрьские-декабрьские контракты прошлого года, — говорит Сахаутдинов. — Новых же контрактов не заключается, поэтому следует ожидать еще большего снижения импорта».
Виталий Ермаков
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua