Александр Осауленко рассказал «ДЕЛУ», что обвинения в фальсификации ВВП небезосновательны, украинская экономика растет, но благосостояние самых бедных граждан не улучшается.
– Президент и правительство перед выборами регулярно рапортовали, что реальный уровень жизни населения растет, статистика фиксирует улучшение?
– К сожалению, при том, что существенно выросли доходы населения среди бюджетников, мы отмечаем увеличение расслоения населения. Скажем, согласно исследованию домохозяйств, по показателю доходов между 10% наиболее обеспеченных гражданам и 10% самых бедных этот разрыв в прошлом году увеличился. Мы не можем сказать, почему это происходит, можем лишь констатировать: серьезный рост доходов происходит, прежде всего, за счет 10% наиболее богатых граждан.
Показатель относительной бедности в прошлом году также несколько вырос.
– Количество безработных в 2004 году составляло более 3%, в декабре 2005-го — почти столько же. Откуда берется информация о миллионе новосозданных рабочих мест?
– Дело в том, что показатель созданных рабочих мест, который был введен в прошлом году, наблюдается не Госкомстатом, а Министерством труда и социальной политики. Отчитываются областные государственные администрации и сами губернаторы. Мы просто берем этот показатель, который нам предоставляют, и публикуем, не отвечая за него. Там действительно откуда-то взялась проблема соотношения — если брать показатели занятости и создания рабочих мест, по которым отчитываются губернаторы, действительно, есть нескорые несоответствия, которые сложно объяснить. Кто-то говорил, что часть этих новосозданных рабочих мест являются временными. Возможно. Но нужно проводить еще отдельное исследование, дабы понять, почему нет прямой зависимости между количеством созданных рабочих мест и показателем занятости.
Наконец, чтобы говорить о реально создаваемых рабочих местах и статистической регистрации этого показателя, нужно определиться с тем, что такое рабочее место. Это стол и стул или это еще какие-то качественные и количественные параметры? Какого качества и в какой сфере были созданы эти 1,130 млн. рабочих мест, по которым отчитались губернаторы — это отдельный вопрос, который еще предстоит проверить.
– И президент, и Кабмин критиковали национальную систему статистики, выдвигались обвинения в искажении данных по ВВП страны. Как обстоят дела с реформированием статистической системы Украины?
– Реформирование статистики проходит давно. В данном случае речь идет о начале изменения организационной структуры Госкомстата, пересмотре его функций и изменении государственной статистической системы в целом. Наша система сейчас трехуровневая — район, область и Госкомстат. Теперь будем переходить на двухуровневую. Вся статинформация из предприятий будет поступать не в районные подразделения, а непосредственно в областные. Они будут теперь обобщать всю информацию и передавать ее в Госкомстат. Это будет внедряться параллельно с переходом на новые электронные технологии отчетности — в связи с принятием закона об электронной цифровой подписи, мы сможем начинать работать как раз с электронной отчетностью.
– Система будет внедрена сразу по всей стране?
– Эксперимент будет внедряться в Крыму, Винницкой, Хмельницкой, Волынской, Житомирской, Луганской, Львовской, Николаевской областях и в Киеве. Подключены самые передовые статслужбы регионов по всей стране. Параллельно с новой системой еще какое-то время будет работать и существующая трехуровневая система. В ходе эксперимента мы попробуем работать в новом режиме и определим, что нам нужно по деньгам, по численности и технике. Потом представим все это Кабмину, который примет решение по реорганизации в целом органов государственной статистики. Реорганизация будет в основном касаться районного звена. Этот уровень будет либо ликвидирован в целом, либо функции его будут пересмотрены — районы станут заниматься, возможно, сбором и обработкой информации для обеспечения статистикой местных властей, возможно, они будут переподчинены местным властям.
Такой переход позволит серьезно улучшить качество и достоверность статистической информации, поскольку чем меньше звеньев и обработки, тем меньше возможности для потенциальных ошибок, искажений и неточностей.
– Насколько вообще сегодня достоверна наша статистика?
– Над качеством сбора и обработки статистической информации мы работаем постоянно, для этого как раз и проводится реформирование системы. Но технические ошибки, я бы сказал, были всегда исключены, потому что такие ошибки очень легко просчитываются — еще на промежуточных уровнях сбора и обработки информации. Во всем этом процессе задействовано очень большое количество специалистов — все территориальные органы статистики, начиная регистраторами на местах. Техническая ошибка всегда выявляется автоматически, когда не сводится общий баланс в расчетах.
– Что вы будете менять в самой методологии расчетов ВВП?
– Что касается ВВП, сегодня он у нас рассчитывается согласно международной методологии. Действует концепция национальных расчетов, которую наша страна уже давно внедрила, и практически в полном объеме. Там нет никаких проблем, и вообще серьезных изменений в методологии расчета этого показателя не будет.
Но что касается того же индекса промышленного производства, то здесь мы действительно с нового года мы планируем перейти на новую методологию. Сейчас используется так называемая методология сравнительных чисел. Это когда предприятие само пересчитывает цены текущего периода, берет цены базового периода и затем выводит индекс производства, тогда как Госкомстат все это лишь проверяет.
– По вашему мнению, возможны ли были серьезные искривления в расчетах макропоказателей, в частности по отчету за 2004 год?
– На слуху были некие 30 млрд. грн. Речь шла о том, что основная причина якобы имевшего место завышения в том, что были серьезные нарушения с операциями по возмещению НДС экспортерам. Якобы выявили 5 млрд. грн. незаконного возмещения НДС, поэтому нужно уменьшить номинальный показатель ВВП за 2004 год почему-то на 30 млрд. Когда в середине прошлого года известные лица из числа руководства страны начали делать заявления о возможных искривлениях статистики в 2004 году, была создана специальная рабочая группа. Было закрытое служебное письмо из СБУ на мое имя, а также на имя президента и премьера. Проделана серьезная проверка, результаты которой не дали ровным счетом ничего. Глава ГНАУ Александр Киреев занимался этим вместе со мной, он подтвердит то же самое. В конце концов, было установлено, что никаких оснований для исправления показателей 2004 года нет. Кроме разговоров, мы так и не получили никаких конкретных подтверждений ни от СБУ, ни от налоговой, никаких данных о предприятиях, которые могли заниматься такими фиктивными схемами.
Не скажу, что не было злоупотреблений с НДС, они были, были до того, есть и сегодня, и это не моя тема как главы Госкомстата. Но с точки зрения влияния на объемы ВВП ни один эксперт, который был привлечен к анализу, не смог найти какие-либо искривления в объемах ВВП и других макропоказателях, на которые НДС мог бы повлиять. И вообще, почему речь идет только о 2004 годе, ведь НДС был введен в 1997-м, если говорить всерьез, то можно поднимать и все прошлые годы. И с этой точки зрения показатели 2004 года такие же, как и во все предыдущие годы, 2004-й ничем не отличался от предыдущих лет и не является особенным: система отчетности, планирования и бюджетирования были точно такими же.
– Международные организации доверяют нашей отчетности?
– Было две миссии МВФ. Эта организация серьезно проверяет наш платежный торговый баланс и наш ВВП и следит за присоединением Украины к международному стандарту распространения данных. Эти данные МВФ декларирует всему миру и тем самым берет на себя ответственность за их достоверность. Так вот, никто из зарубежных экспертов не подтвердил эти заявления политиков.
– Минфин заявлял, что одной из причин замедления ВВП в 2005 году стало сокращение оптовой торговли вследствие упразднения теневых схем.
– В 2005 году в сфере оптовой торговли действительно сложилась тенденция к уменьшению объемов товарооборота, прежде всего по нефти, стальным трубам, прокату и лому черных металлов, бензину и дизельному топливу. Это было обусловлено уменьшением количества торговых посредников, в 2005 году из-за роста цен на нефть и металл произошло уменьшение звеньев перепродажи товаров, а также ликвидацией фирм-минимизаторов, что позитивно сказалось на приросте доходов госбюджета.
– Недавно Валерий Пустовойтенко заявил о недостоверности показателей роста ВВП за 2005 год на 2,3%, поскольку при расчетах ВВП вы якобы включили сумму от продажи «Криворожстали».
– Очень уважаю Валерия Павловича, это мой бывший шеф, который действительно в 1996 году меня назначал на эту должность. Но это неправда. «Криворожсталь» засчитана в прямых иностранных инвестициях, и по методике расчета в ВВП эта сумма не включалась.
– А почему в этом году в прямых иностранных инвестициях вы посчитали портфельные инвестиции? Скажем, засчитали в этот показатель продажу «Криворожстали» и продажу украинских банков?
– Потому что согласно методологии платежного баланса, которая была утверждена МВФ в 1993 году, это как раз и является прямой иностранной инвестицией. Могу показать соответствующее определение, что является прямой иностранной инвестицией. Покупка «Криворожстали», банка «Аваль» и тому подобное прямо подпадают под определение прямых иностранных инвестиций. Раньше приватизация объектов тоже считалась внутри этого показателя, просто до того не было столь крупных продаж собственности иностранцам, и поэтому на общем фоне приватизационные сделки не были так заметны в статистике инвестиций.
– Поясните, что у нас происходит с инвестициями в основной капитал? Ходят слухи, что за последний год этот ключевой показатель развития экономики сокращается.
– Итогов за весь 2005 год по этому показателю пока нет. Этот показатель мы публикуем практически самым последним, и он будет опубликован в ближайшем будущем. Но скажу честно, ситуация там действительно не радужная: рост сохраняется, но темпы прироста упали существенно.
В 2005 году зафиксировали падение промпроизводства, этого не было уже почти 10 лет — падение промышленности состоялось, и это доказательство, что в экономике начались проблемы.
Юрий Лукашин
Инф. e-finance.com.ua
e-finance.com.ua