• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Бюджетные «швеи» взялись за иголки
    2006-04-18 13:59:00

    За тревожными прогнозами Министерства финансов о том, что дыра в бюджете на нынешний год принимает угрожающие размеры, последовал ряд решений, косвенно подтверждающих, что проблема стоит нешуточная. Латать дыру принялись даже теми «нитками», от которых ранее принципиально отказывались.

    Казна оправдывает средства
    По прозвучавшим недавно прогнозам, чтобы выполнить план бюджета на этот год, стране придется искать от 15 до 30 млрд. гривен. Сейчас Министерство финансов бьет тревогу по поводу того, что после принятых предвыборных законов расходы бюджета в 2006 году незапланировано увеличились на 17 млрд. гривен, а из-за сокращения налоговых поступлений казна не досчитается в нынешнем году еще 6,2 млрд. гривен.

    Деятельность своих преемников публично проанализировал и экс-министр финансов Николай Азаров. Его выводы оказались неутешительными: «Годовой план по доходам может быть провален приблизительно на 15 млрд. гривен».

    Вывод один: растущая дыра в бюджете заставит правительство либо плотнее затянуть ремень на и без того узкой талии страны, либо задействовать все мыслимые и немыслимые средства, чтобы наполнить государственную казну. Процесс, похоже, пошел...

    Возвращение к строптивой
    Наотрез отказавшееся от продолжения политики реприватизации, начатой Кабинетом министров Юлии Тимошенко, правительство Юрия Еханурова уже пересмотрело свои принципы. Под давлением сомневающегося в выполнении Госбюджета-2006 Министерства финансов Кабмин снова инициирует приватизационный процесс. Вопрос о списке предприятий, запланированных для продажи, стал на повестке дня в конце минувшей недели. Правительственный комитет по вопросам экономической политики Украины поддержал проект распоряжения Кабинета министров, которым существенно увеличивается в нынешнем году перечень выставляемых на продажу предприятий, принятый 26 декабря 2005 года.

    Документ готовил Фонд госимущества Украины. Он же предложил внести в список, утвержденный в конце прошлого года и «похороненный» в начале нынешнего, пакеты акций еще 35 предприятий. Указал ФГИ и предприятия, которые уже следует готовить к приватизации. Проект распоряжения дополнен списком из 17 объектов, по которым в текущем году будет начата и проведена предприватизационная подготовка. В их числе — государственные предприятия «Украгроспецсервис» и Львовский ипподром, ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» и львовское предприятие «Львовприбор».

    Но даже с внесенными фондом дополнениями, по мнению министра финансов Виктора Пинзеника, предложенный список объектов «не обеспечивает предусмотренные в госбюджете поступления средств от приватизации». Чтобы не накалять обстановку, утверждая приватизационные объекты в 2005 году, решили ограничиться мелкими и неликвидными предприятиями, оставив на потом решения по нескольким крупным компаниям (Одесский припортовый завод, «Укртелеком», Никопольский завод ферросплавов, Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд и Никопольский южнотрубный завод). Таким образом, несмотря на изрядный объем (111 пакетов акций), прошлогодний перечень вряд ли сулит сколько-нибудь значительные дивиденды государству. По подсчетам Секретариата Кабмина, максимальный объем поступлений от приватизации этих объектов составит не более 750 млн. гривен. От продажи объектов из предлагаемого ныне дополнительного списка государство сможет выручить 850 млн. гривен.

    На фоне прогнозов о том, что бюджетная дыра может составить более 25 млрд. гривен, эти 1,6 млрд. отнюдь не устраивают Министерство финансов. Главный финансист страны Виктор Пинзеник уже обратился к премьеру с просьбой обязать ФГИ подготовить такой перечень, который обеспечит выполнение бюджетных задач. А реанимированный список критикуют еще и потому, что продажа большей части предложенных объектов весьма сомнительна: кому нужны малоликвидные предприятия, вокруг которых, к тому же, тянутся многочисленные судебные процессы? Таким образом, ФГИ, вероятно, придется искать еще одну «Криворожсталь», способную пополнить бюджет на десятки миллиардов гривен, а стране — попрощаться с еще одним крупнейшим государственным предприятием. А может, и не одним.

    Где-то мы продешевили?
    Занятый поиском дополнительных источников средств, способных спасти госбюджет, фонд предложил повысить ставки аренды государственного имущества до рыночного уровня. Уже подготовлен соответствующий проект постановления Кабинета министров, рассматриваемый сейчас в Минфине, Госкомпредпринимательства и Минюсте.

    Из отчета фонда следует, что эта его инициатива вызвана «увеличением бюджетного задания по поступлениям средств от аренды государственного имущества в 1,8 раза по сравнению с прошлым годом (со 158 млн. гривен до 280 млн. гривен)». Поэтому ФГИ попросил Кабмин поискать государственные объекты, которые могут быть переданы в аренду. Если уж не продавать, то хотя бы дать попользоваться...
    Отказать в социалке

    Говоря о внезапно растянувшейся дыре в бюджете, госфинансисты грешат на социальные законы, принятые парламентом в предвыборном е. Впрочем, шаги к отступлению от предвыборных щедрот уже сделаны: первый заместитель министра финансов Виктор Кальник заявил, что избежать пересмотра бюджета можно лишь в одном случае — если перенести реализацию ряда новых социальных инициатив на более поздний срок. Вслед за этим премьер-министр Юрий Ехануров выступил за отмену новым парламентом закона о детях войны как документа, дестабилизирующего выполнение Госбюджета-2006. Но коснется ли пересмотр разорительных законов содержания безработных депутатов прошлых созывов, также утвержденных уходящим парламентом и не меньшим грузом ложащихся на бюджет, пока не известно.
    Бей своих

    Остро ощущая потребность найти место, где деньги лежат, государство заглянуло и в карманы органов исполнительной власти. Под раздачу попали органы, осуществляющие госзакупку товаров, услуг и работ за государственные деньги. Коррупцию в этой сфере, оцениваемую аналитиками в 50 млрд. гривен, попытались сократить с помощью усиления надзора над проведением государственных тендеров, приняв соответствующий закон. Если раньше за нарушениями процедуры госзакупок органами исполнительной власти должна была следить сама исполнительная власть, то теперь контролировать эффективность и рациональность расходования государственных средств при осуществлении государственных закупок уполномочена Тендерная палата Украины. Специалисты Тендерной палаты, Антимонопольного комитета и Счетной палаты считают, что этот шаг позволит серьезно сократить махинации в сфере государственных закупок. Что ж, главное, чтобы это пошло на пользу государству.

    Алиса Юрченко

    Инф. cn

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.