Не стоит рассчитывать, что средства из казны будут инвестированы в украинские дороги в полном объеме. Часть денег дорожное ведомство (Укравтодор) традиционно недополучит, а значительную долю вернет кредиторам в счет погашения обязательств прошлых лет.
Основными кредиторами Государственной службы дорог Украины ("Укравтодор") выступают МБРР, ЕБРР, ЕИБ и другие международные организации. Государство также финансирует "Укравтодор" и, кроме того, выступает гарантом по кредитным обязательствам. Руководство "Укравтодора" не скрывает, что в 2012 году значительная часть средств из спецфонда госбюджета (5,7 млрд. грн.) пойдет на погашение кредитов.
В Счетной палате Украины уже не раз отмечали, что практика заимствований руководителей "Укравтодора" приобрела системный характер. Вследствие чего объем средств, который ежегодно выделяется из госбюджета на погашение обязательств, постоянно растет. Так, объем привлеченных "Укравтодором" в течение 2002-2008 годов кредитов составил 11,269 млрд. грн. При этом общие затраты этого ведомства на 2009 год на развитие сети и содержание автомобильных дорог были утверждены в объеме 11,8 млрд. грн. В 2008-2009 годы "Укравтодор" продолжал занимать средства на краткосрочную перспективу и под высокие проценты (у Укрэксимбанка и Ощадбанка).
В итоге, по словам директора департамента по вопросам производственной инфраструктуры, инновационной деятельности и государственной собственности Счетной палаты Украины Игоря Зарембы, в ближайшее время значительные средства спецфонда будут использоваться не на развитие и содержание автодорог, а на обслуживание привлеченных ресурсов. "Если в 2002-м доля долговых обязательств в общем объеме расходов специального фонда, которая направляется на развитие дорожной отрасли, составляла 0,4%, то в 2011-м эта доля достигла 24%,— отмечает Игорь Заремба. — Учитывая объем привлеченных кредитов на развитие сети автомобильных дорог и намерения по их дальнейшему привлечению, нагрузка на государственный бюджет по погашению долговых обязательств будет расти".
И, по данным ЕБРР, в 2012 году этот показатель достигнет 40%. Впрочем, по словам ведущего банкира ЕБРР Марка Магалецкого, сумма на обслуживание кредитов меняется ежегодно, и после нескольких лет пиковой нагрузки выплаты по кредитам существенно уменьшатся. В "Укравтодоре", который в 2011 году выплатил кредиторам 4,3 млрд. грн. и собирается погасить в 2012-м 5,7 млрд. грн., также полагают, что в последующие годы долговая нагрузка постепенно снизится.
При этом в Госслужбе автодорог продолжают активно привлекать заемные средства. Правда, речь уже идет о кредитах международных организаций, которые гораздо выгоднее для украинской стороны. И все же в Счетной палате считают такой подход некорректным. Законом Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины" определено, что в госбюджете ежегодно предусматриваются расходы на проведение дорожных работ. С этой целью должен был быть создан Государственный дорожный фонд с самостоятельными источниками доходов. В Налоговом кодексе даже прописаны эти источники — налог на транспортные средства, сбор за проведение предпринимательской деятельности, средства из госбюджета.
"Однако с 2000 года действие ст. 3 указанного закона в части формирования дорожных фондов ежегодно приостанавливалось законами о бюджете. Финансирование дорожного хозяйства осуществляется только за счет спецфонда госбюджета, то есть за счет привлеченных "Укравтодором" колоссальных кредитов",— говорит Игорь Заремба.
А что же получают взамен налогоплательщики, которые, в конечном итоге, расплачиваются по кредитам, привлеченным под госгарантии? В этом году уровень обновления дорожной сети стал наконец более заметным. В "Укравтодоре" сообщили, что за этот год было отремонтировано и построено более 1700 км дорог общего пользования (в 2009-м было открыто движение лишь на 92 км дорог, а уже в 2010-м — 973 км). И, похоже, после завершения Евро-2012 дорожное строительство приобретет еще больший размах. Вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников сообщил, что в ближайшее десятилетие в стране будет построено 5-6 современных трансукраинских магистралей.
Качество же дорожного покрытия оказывается далеко не всегда на высоте. "Укравтодор" и частные дорожно-строительные компании неоднократно подвергались критике за строительство дорог, которые приходится в скором времени ремонтировать повторно за счет госбюджета и новых кредитов.
Однако сейчас ситуация постепенно улучшается. Так, в проекты строительства новых дорог, которые финансируются МБРР, привлекаются независимые инженеры иностранных компаний "с именем", которые и производят оценку готового покрытия. Еще большее внимание украинским дорогам уделяют в ЕБРР. Условиями кредитования банка предусматривается проведение открытых тендеров. Победитель тендера строит дорогу за собственные средства, а ЕБРР в соответствии с принципом возмещения расходов перечисляет деньги только за готовое полотно и после проведения независимым инженером экспертизы. Кроме того, компания-подрядчик берет на себя обязательство по дальнейшему обслуживанию дорожного полотна.
Помимо этого, система закупок товаров и услуг для проекта, финансируемого ЕБРР, строится по правилам закупок товаров и услуг этой организации. "С "Укравтодором" мы работаем давно и довольны сотрудничеством,— отмечает Марк Магалецкий.— Успешно осуществили три кредитных проекта. Сейчас на этапе реализации находится четвертый проект "Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подходах к г. Киеву". В его рамках ЕБРР и ЕИБ предоставят Украине 900 млн. евро. На тендерах мы видим хороший уровень конкуренции. Как правило, в них принимает участие не менее десяти компаний".
По материалам: Экономические известия
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua