Благодаря историческим документам мы доподлинно знаем о том, что с древних времен киевские подземелья создавали для собственных нужд монахи. "У каждого поколения — свой Киев, у каждого киевлянина — свои любимые улицы. Но для очень многих Киев начинался с подземных улиц Киево-Печерской лавры", — утверждает заведующая отделом "Киев подземный" Музея истории города Елена Воронцова.
И в "Повести временных лет" преподобного Нестора, и в Киево-Печерском Патерике сообщается о том, как возникло название — Печерский монастырь. Но в Несторовой летописи и Патерике имеются разногласия. Так, преподобный летописец-монах Нестор утверждал, что преподобный Антоний — родоначальник не только этой обители, но и всего отечественного монашеского института — поселился в пещерке, выкопанной руками киевского митрополита Илариона. А вот в Патерике имеется информация о том, что пещерку эту ископали изначально варяги, для того чтобы прятать в ней сокровища… После того как к анахорету (пустыннику) Антонию пришли люди, желающие уйти от мирской жизни, постепенно возник пещерный (Печерский) монастырь, а сами монахи начали сооружение многометровых подземных лабиринтов… Антоний поставил им игумена по имени Варлаам, "а сам пошел на гору, выкопал пещеру… и в ней завершил дни свои, живя в добродетели и не выходя из пещеры никогда и никуда сорок лет". Небольшие пещерки первых отшельников со временем были объединены между собой лаврой (по-гречески — улицей). Так возник комплекс нынешних Дальних пещер. Еще их именуют Феодосиевыми в память преподобного Феодосия — одного из родоначальников монастыря, принявшего игуменство от Варлаама. Именно он узаконил здесь киновию (общежительный монастырь) и составил, по примеру греческого, устав обители, послуживший образцом для общежительного правила всех монастырей Руси.
Источник Информации: Киевский телеграфЪ
Автор: Александр АНИСИМОВ