Рынок мороженного является одним из наиболее развитых сегментов пищевой промышленности Украины. Специфика продукции обуславливает сезонный спрос на нее – большинство продукции потребляется в теплые месяцы года (май-август), когда, вслед за растущим спросом, производители увеличивают объемы производства. В холодный период года производственные линии загружены в среднем на 10% мощности.
Степанюк Ирина, аналитик отдела анализа рынков Аналитического департамента компании Pro-Consulting, специально для UBR.UA , пишет ubr.ua
Необходимо отметить, что рынок мороженного Украины на 99% состоит из продукции отечественного производства. Такая ситуация сложилась в связи с введением в начале 2000-х ввозной пошлины на уровне 1 евро за кг мороженного, что значительно уменьшило конкурентоспособность импортной продукции. На сегодняшний день в Украине производятся более 1000 разновидностей данной продукции, а по уровню технологического развития отрасль не уступает европейским производителям.
В 2009 г. емкость рынка мороженного сократилась на 15% в натуральном выражении до 106,7 млн. тонн продукции по причине кризисной ситуации в отрасли и падения потребительского спроса. Летом 2010 г. производители мороженного нарастили продажи, но достичь докризисных показателей все же не удалось.
После роста в 2010 году, последовал спад потребления и в 2011 г. рынок значительно просел – до 98,7 млн. тонн мороженного. Однако по итогам 2012 г. отмечается позитивная тенденция роста показателя емкости на 8% в натуральном выражении.
Основные импортеры мороженного в Украину – это крупные европейские корпорации "Nestle" и "Mars". Ведущие страны импортеры: Франция, Россия, Беларусь и Германия. Поскольку доля импорта на рынке менее 1%, ввозимая продукция не оказывает существенного влияния на рынок.
Стоит подчеркнуть, что особых изменений в лидерах на отечественном рынке мороженного в 2012 году не произошло. Крупнейшими производителями по прежнему оставались ОАО "Житомирский маслозавод", ООО "Ласунка", Фирма "Ласка", ООО "Элит" и ОАО "Львовский хладокомбинат". Суммарно, эти компании контролируют 2/3 украинского рынка мороженного.
Рассматривая тенденции развития рынка мороженного Украины, стоит отметить, что наиболее популярным видом продукции является мороженое в стаканчике, а также в большой упаковке от 0,5 до 2 килограмм. При этом на рынке формируется тенденция к постепенному росту потребления продукции среднего и высокого ценового сегментов.
Для украинских потребителей важнейшим критерием выбора мороженного являются его вкусовые качества. Так, на рынке более активно стали реализовывать новинки с экзотическими вкусами. В последнее время производители акцентировали внимание на таких наполнителях как манго, маракуйя, мохито, мяты и др.
В целом же, потребление мороженного в Украине составляет чуть больше 2 кг в год на человека, что в 10 раз ниже, чем, к примеру, в США или в 5 раз ниже, чем в европейских странах.
По прогнозам рынка мороженного в Украине в среднесрочной перспективе будет демонстрировать рост. Также стоит ожидать вывода на рынок новых торговых марок мороженного и усиление конкуренции между производителями. Ведущие производители для стимулирования спроса будут более активно использовать маркетинговые инструменты, а также ребрендинг торговых марок.
e-finance.com.ua