На сегодняшний день рынок кваса в Украине находится в процессе формирования и повторяет развитие рынка пива, которое наблюдалось 10 лет назад. Годовое потребление кваса на душу населения в Украине составляет 2,6 л, тогда как в России – 3,2 л, в Беларуси – 6,4 л, а в СССР данный показатель был равен 18 л. Такой уровень потребления напитка в Украине свидетельствует о потенциальной возможности роста рынка кваса в будущем.
Русинович Серафима, ведущий аналитик отдела анализа рынков Аналитического департамента компании Pro-Consulting, специально для UBR.UA, пишет ubr.ua
Рынок кваса Украины активно развивается, несмотря на сокращение объемов потребления продукта в 2011 г. на 15,6% до 122,1 млн. л. За последние 6 лет максимальный объем рынка был зафиксирован в 2010 г. – 144,6 млн. л.
Ежегодный рост потребления кваса связан, в том числе с переориентацией потребителя на натуральные продукты: квас, соки, минеральная вода. Постепенно происходит повышение культуры потребления напитка. Последние несколько лет на рынке происходили качественные сдвиги в данном секторе за счет модернизации производственных линий, усовершенствования рецептур напитков и расширения ассортиментных линеек, а также развития кегового направления и работы с HoReCa. С развитием данного сектора активизировалась рекламная деятельность крупных производителей.
Так как рынок кваса характеризуется сезонным трендом, наибольший объем потребления напитка приходится на теплый период года, а пик продаж – на июнь-июль.
Стоит отметить, что наибольшее количество потребителей (22,1%) напитка по состоянию на 2011 г. приобретали его 2-3 раза в неделю в сезон пика. 18,5% потребителей покупали напиток всего 2-3 раза в месяц. Наименьшее количество любителей кваса (7%) покупали его 1 раз в неделю.
Наиболее популярным объемом является семейный формат – ПЭТ 2,0 л. Практически все производители выпускают квас в этой упаковке. Что касается ПЭТ тары 1,5 л, в которую, как правило, разливается недорогой напиток, то она имеет тенденцию к снижению. Третье и четвертое места удерживают ПЭТ 1,0 л и ПЭТ 3,0 л. В целом, на долю ПЭТ-тары в 2011 г. приходится 68,9% всех продаж. Ее доля, сравнительно с 2008 г., выросла на 17,4 п.п.
Перспективным также является разлив кваса в КЕГи (емкости из "нержавейки"). Благодаря герметичному закупориванию КЕГов и насыщаемости напитка углекислотой, препятствующей развитию микроорганизмов, квас в этих емкостях хранится больше недели. Данное направление развития реализации кваса, способно сгладить сезонность товара и поддержать лояльность потребителей к определенным брендам.
Последнее время наблюдается тенденция к постепенному отказу производителей от дальнейшего розлива кваса в бочки. С каждым годом операторам становится все сложнее оформлять разрешительные документы на торговлю бочковым квасом на городских улицах. Сравнительно с 2009 г. доля продаж кваса в бочках сократилась с 38,2% до 5,8%.
Новым направлением в производстве кваса стал его розлив в металлические банки. На их долю в 2011 г. приходится 0,1% продаж.
Рынок кваса, как и весь рынок безалкогольных напитков, отличается высокой конкуренцией среди лидеров рынка и носит ярко выраженный сезонный характер. Четыре крупнейших производителя обеспечивают более 60% рынка.
В прогнозный период рынок кваса будет продолжать свой рост. Объясняется это тем, что рынок еще не достиг своего насыщения и может демонстрировать высокие показатели роста.
e-finance.com.ua