• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • Финансисту
  • Бухгалтеру
  • Малому бизнесу
  • Аналитика
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 9 сентября 2005 года
  • Управленческий учет на предприятии в Украине
    Опубликовано: 2013-05-23 17:30:00

    Управленческий учет призван облегчить и направить в нужное русло усилия управленца. Даже не имея системы управленческого учета в организации, руководитель не может принимать решения, не выяснив у финансового директора, сколько свободных денежных средств на счету организации, у HR-менеджера - количество прогулов работников за последний месяц, у руководителя отдела продаж - план и объем продаж.

     

    Однако при отсутствии такой системы на соответствующие вопросы и "вызовы на ковер" будет потрачено много времени сотрудника организации и его ближайших соратников. Выстроенная система управленческого учета позволит сэкономить и время первого лица, и время всех тех, кого ранее стихийно вовлекали в процесс сбора и анализа необходимой для принятия управленческих решений информации, сконцентрироваться на ключевых проблемных зонах и обеспечить регулярность предоставления бесценной информации "снизу вверх", пишет ubr.ua

     

    Что такое управленческий учет

     

    На любом предприятии управленческий учет существует с самого начала бизнеса (иначе компания терпит крах и гибнет). Другое дело, насколько он адекватен объективным требованиям развития бизнеса и экономической ситуации. Основа управленческого учета — финансовый учет, а также информация о хозяйственной деятельности предприятия в натурально-стоимостном выражении. Необходимая информация собирается, структурируется и анализируется в режиме мониторинга. В идеале управленческим учетом должны заниматься финансовый менеджер, финансовый директор или группа управленческого учета. Но пока эти должности на многих отечественных предприятиях — редкость. Многие руководители возлагают эту функцию на бухгалтеров, вот почему в последнее время появились новые вакансии: бухгалтер по управлению затратами или бухгалтер-управленец.

     

    Управленческий учет обладает возможностью решить четыре главные проблемы, охватывающие различные периоды времени:

     

    - учет задолженности – прошлое;

     

    - принятие решений – настоящее;

     

    - контроль – настоящее;

     

    - планирование – будущее.

     

    Управленческий учет – это больше, чем внутренняя бухгалтерия. Пользователями управленческого учета являются менеджеры всех уровней управления бизнесом предприятия.

     

    Различия с бухгалтерским учетом

     

    Главное задание бухгалтерии — вести бухгалтерский учет с целью правильного начисления налогов. И потому по объективным причинам бухгалтер обслуживает не менеджмент компании, а государство и налоговую инспекцию. Но руководство компании вполне логично требует от бухгалтеров также предоставлять им данные о прибыли и рентабельности предприятия. Собственников интересует информация о том, сколько и что компания произвела, сколько потратила и какова реальная прибыль.

     

    Между этими видами учетов существуют большие отличия. Прежде всего, доля прибыли в бухгалтерском учете (по государственным нормативам) и в управленческом учете всегда оказывается разной. Если бухучет составляется по определенной форме, которая регламентируется государством, то управленческий учет — по форме, утвержденной руководством компании. Бухучет предоставляется ежеквартально и ежегодно, управленческий учет — по необходимости.

     

    Лучшее решение - автоматизация

     

    Эксперт по вопросам управленческого учета Ольга Пестрецова-Блоцкая выделила несколько типичных и самых проблемных ошибок, которые часто присутствуют в практике бизнеса:

     

    1) Попытка в бухгалтерскую базу данных включить данные, необходимые для управленческого учёта. Это похоже на ситуацию когда кто-то пытается надеть одежду меньшего размера. База данных управленческого учёта имеет более широкий (количественные и качественные показатели за прошлые, сегодняшние и будущие периоды, а не только суммовые денежные данные отчётного периода) и динамичный массив данных (информация по состоянию "на сейчас", а не только раз в конце отчётного периода).

     

    2) Попытка автоматизировать хаос. То есть, когда у предприятия нет чётко формализованных бизнес-процессов, с чёткой постановкой задач по тому, что должно быть автоматизировано в этих бизнес-процессах. Часто на предприятии идут по пути решения каких-то локальных сиюминутных задач. Затем  возникает необходимость разные части состыковать. И в результате получают удвоенный хаос в автоматизированной системе. Для иллюстрации, посмотрите на перечень отчетов в вашей базе данных и проанализируйте, как часто вы каждым из них пользуетесь.

     

    3) Надежда, что внедрение программного обеспечения также произойдет автоматически. То есть наличие иллюзии, что "прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете" и вставит чип в голову всем сотрудникам, и они сразу смогут работать в программе. То есть не рассматривается обязательность со стороны сотрудников изучения инструкций по работе в программе, проведения обучения и тренинга по работе в программе.

     

    4) При принятии решения по выбору программного обеспечения не проводится экономический анализ вариантов. И выбор осуществляется без расчёта "выгоды, получаемые в результате внедрения в течение всего периода владения минус затраты всего периода владения". То есть, чёткого ответа на вопрос: "Какова экономическая эффективность выбора?"  вряд ли можно ожидать в большинстве случаев, когда предприятия выбирают варианты внедрения программного обеспечения.

     

    В заключении стоит отметить, что в природе организаций заложен постоянный рост и изменение. При этом необходимо помнить, что для лишенного внешних стандартов управленческого учета одним из основных определяющих факторов является структура компании. Если ваша система управленческого учета не будет меняться вместе с организацией, она просто потеряет свою эффективность, превратившись в еще один источник неоправданных затрат.

     

    e-finance.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    Электронная почта проекта: info@e-finance.com.ua
    Тел.: +380-50-441-7388

    bigmir)net TOP 100
    Яндекс.Метрика

    Яндекс цитирования
    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.