Нефтяные компании стремительно теряют интерес к работе в Арктике, опасаясь финансовых и репутационных рисков.
На Арктику приходится 13 процентов нетронутых мировых запасов нефти и 30 процентов запасов газа, но череда происшествий и неудач заставляют руководство компаний обращаться к традиционным источникам энергоресурсов, а также к сланцевым нефти и газу.
Поворотной точкой, вероятно, стала авария бурового судна компании Royal Dutch Shell, севшего на мель у побережья Аляски в канун Нового года. Инцидент вызвал шквал претензий в адрес компании, потратившей в Арктике $4,5 миллиарда с 2005 года, заставив ее отменить планы бурения на шельфе Аляски с 2013 года.
"Проблема Shell отбросила назад все планы в отношении Арктики, особенно ее американской части", - сказал Рейтер Чу Чау Бэн, генеральный директор крупнейшего в мире производителя буровых установок Keppel.
Другие компании извлекли уроки из аварии, не причинившей значительного ущерба и не вызвавшей разлив нефти.
"Интерес к добыче нефти и газа очень высок, однако все больше опасений насчет экологии и рисков", - сказал Гаральд Норвик, член совета директоров ConocoPhillips и бывший генеральный директор норвежской Statoil - пионера в освоении Арктики.
"Мы уделяли основное внимание Арктике, но теперь наши приоритеты - это такие места как Танзания, Аргентина и Техас. Это логичное развитие. Реальность такова, что в будущем явные признаки изменения климата в Арктике будут многие годы влиять на политиков и руководство компаний, и теперь я вижу это более отчетливо, чем пять лет или три года назад", - сказал Норвик.
По мере изменения климата происходит быстрое таяние арктических ледников.
Проблемы в Арктике испытывает не только Shell: Cairn Energy потратила $1,2 миллиарда на бурение вблизи Гренландии и не нашла запасов углеводородов, а Газпром фактически остановил разработку гигантского Штокмановского месторождения из-за чрезмерных затрат. ConocoPhillips, совместно с Keppel пытающаяся создать буровое судно ледового класса, заморозила проект и отменила планы начать бурение в Чукотском море в будущем году.
СЛАНЦЫ
"Никто не интересуется буровыми судами ледового класса. Все внимание уделяется сланцевой нефти.., и есть много недостаточно изученных регионов, например Мексика, где, вероятно, не меньше нефти и газа, чем в Мексиканском заливе", - сказал Чу из Keppel.
Добыча сланцевой нефти обходится достаточно дорого, но не дороже глубоководных проектов, а сланцевый газ, всего за несколько лет удовлетворивший спрос в США, вероятно, станет популярен и в других странах.
"Есть более дешевые запасы с большей вероятностью успеха. Сланцевые нефть и газ завоевывают рынок за счет пониженных рисков и себестоимости", - сказал Джеймс Роджерс, генеральный директор крупнейшего в США поставщика электроэнергии Duke Energy.
"Это не так уж дешево, но конкурирует с глубоководными проектами и не так рискованно. Добыча сланцевых нефти и газа будет расти гораздо быстрее, чем сейчас, она начнется в России, Китае, ЮАР, Аргентине и по всему миру", - согласился с ним Норвик из ConocoPhillips.
Обилие сланцевых газа и нефти в США снижает интерес Вашингтона к освоению шельфа Аляски, но нельзя сказать, что работы в Арктике полностью остановлены. Например, Новатэк и Total планируют в 2016 году запустить завод по производству сжиженного газа Ямал СПГ, а Роснефть недавно договорилась с ExxonMobil о совместной работе в Северном ледовитом океане.
"Я думаю, что Россия будет действовать быстрее любой другой страны, потому что у нее давний интерес к освоению северных территорий", - сказал Чу.
Норвегия также продолжает работу в Арктике, хотя условия для этого в сравнительно теплом Баренцевом море более благоприятны.
"Есть много разных Арктик с различными характеристиками, это неоднородный регион. Приоритеты Statoil не изменились, хотя в других странах были проблемы", - сказал директор Statoil по Арктике Руни Хансен.
Но нефтяные компании уверены, что когда-нибудь вернутся в регион.
"Если там можно работать безопасно, нет причин не делать этого", - сказал Роджерс из Duke Energy.
Инф. maanimo.com
e-finance.com.ua