Недавно Международный валютный фонд опубликовал очередной экономический прогноз, World Economic Outlook 2006. Согласно этому документу, в Украине ожидается небольшой экономический рост (2,3%) и существенный рост цен (13%). Затем в Вашингтоне состоялся саммит Мирового банка и МВФ. В ходе мероприятия представители Украины вроде бы призывали фонд не спешить со столь нелицеприятными прогнозами до формирования нового правительства, дабы не распугать инвесторов. Мы решили обратиться за разъяснениями к главе представительства МВФ в Украине Джеффри Фрэнксу.
— МВФ постоянно советует Украине сделать обменный курс более гибким. Однако год назад, 21 апреля 2005 года, НБУ укрепил гривню (что соответствовало тогдашним экономическим условиям, а именно огромному профициту платежного баланса). С тех пор официальный курс замер...
— Да, но коммерческий курс стал более гибким. Национальный банк допускает более сильные колебания курса на межбанковском валютном рынке (примерно 1-1,5%), он не осуществляет интервенции каждый день. Впрочем, мы рекомендуем еще большую гибкость курса. Но, конечно, НБУ необходимо подготовиться к этому и решить, когда наиболее подходящий момент.
— НБУ укрепил гривню, чтобы бороться с инфляцией. Как Вы считаете, ревальвация помогла ограничить рост цен?
— Думаю, да, хотя несущественно. Однако мы рекомендуем гибкость курса в первую очередь по другим причинам. Гибкий курс даст Украине возможность реагировать на шоки, как положительные, так и наоборот. Мы не советуем двигать курс в каком-то конкретном направлении, он должен определяться процессами, происходящими в экономике.
— А какова роль ревальвации в существенном замедлении роста экспорта и сохранении высоких темпов роста импорта в прошлом году (5% против 24,6%)?
— Конечно, ревальвация увеличила спрос на импортные товары, поскольку удешевила их. Однако большее влияние оказал существенный рост доходов населения — в 2005 году темпы были порядка 20%. Частично рост объемов ввоза связан с борьбой против контрабанды: «серый» импорт начали регистрировать. Что касается экспорта, думаю, замедление роста больше связано с положением дел на мировом рынке стали, нежели с курсом. Ведь металлургические компании продавали свою продукцию по более высоким ценам, нежели в предыдущие годы. Просто они столкнулись с конкуренцией со стороны других стран.
— В прошлом году представители МВФ утверждали, что борьба с инфляцией является основным заданием для украинских властей. Вы продолжаете на этом настаивать?
— В данный момент это не кажется особой проблемой. В марте и апреле потребительские цены даже снизились (на 0,3% и 0,4% соответственно.— Авт.). Однако не стоит думать, что инфляция «излечена». Повысились цены на газ, и это пока еще не «внедрилось» полностью в потребительские цены. Наш годовой прогноз на уровне 13% отражает обеспокоенность, что это таки произойдет. Только «газовый» фактор сам по себе добавит годовой инфляции 2-3%. Поэтому среднегодовая инфляция, которая сейчас составляет 7,4%, немного ускорится. Если экономическая активность будет восстанавливаться, это создаст дополнительное инфляционное давление. Поэтому мы бы рекомендовали Нацбанку продолжать проводить жесткую денежную политику, чтобы гарантировать замедление инфляции. В принципе, можно добиться годового роста цен ниже 10%.
— А как насчет прямого таргетирования инфляции?
— Это один из возможных путей. Конечно, сейчас, пока нет полной гибкости обменного курса, перейти к этому режиму не получится. Но в среднесрочной перспективе это вполне возможно. Данный механизм хорошо зарекомендовал себя, в том числе в государствах с переходной экономикой — Чехии, Венгрии (смешанная схема, с курсовым коридором), Словакии, Польше...
— Но готов ли к этому Нацбанк? Хватит ли инструментов денежно-кредитной политики?
— Мы предоставляли НБУ технические консультации, и прогресс определенно есть. Сейчас это уже больше политический вопрос. Власти должны решить, когда переходить к инфляционному таргетированию. Как только соответствующее решение будет принято, предстоит провести кое-какую техническую работу, но это не проблема.
— Параллельно с высокой инфляцией МВФ прогнозирует слабый рост ВВП в 2006 году. Неужели все так плохо?
— Конечно, возможны отклонения в ту или иную сторону, скажем 1,5-3%. Основной фактор замедления экономического роста — повышение цен на газ и политическая неопределенность. Кроме того, рост на уровне 2,3% — это в целом за год, однако во втором полугодии он ускорится. Пока не сформирована коалиция, инвесторы предпочитают выжидать, и это продлится еще пару месяцев.
— Есть ли вероятность того, что из-за цен на газ ВВП даже сократится в этом году, как того не исключает Минэкономики (на 1,3%)?
— Рецессия возможна, но это маловероятно. Если еще что-то будет происходить с ценами на газ, это дополнительно повлияет на экономическую активность.
— Планирует ли МВФ пересмотреть макроэкономические прогнозы для Украины после формирования коалиции и правительства?
— Мы периодически пересматриваем прогнозы. Как только будет сформировано правительство, состоится визит в Киев миссии МВФ. Думаю, мы пересмотрим наши прогнозы. Кроме того, мы обсудим с ним экономическую политику.
— И что Вы посоветуете?
— Чтобы стимулировать экономический рост, правительству вместе с НБУ необходимо восстановить стабильность — низкую инфляцию и низкий бюджетный дефицит. Также надо обеспечить гарантии инвесторам и начать агрессивную программу структурных реформ. Необходимо избегать негативных сигналов (видимо, г-н Фрэнкс намекал на прошлогодние разговоры, и не только, о реприватизации. — Авт.) и посылать инвесторам позитивные сигналы. Мне кажется, что есть много желающих вкладывать в Украину, но они ждут формирования правительства и его действий.
— Некоторые представители украинской власти утверждали, что, публикуя такие пессимистические макроэкономические прогнозы, МВФ может отпугнуть иностранных инвесторов от Украины…
— Наши прогнозы относительно темпов экономического роста и инфляции согласуются с прогнозами большинства частных аналитиков, и не слишком отличаются от прогнозов, разработанных Министерством экономики. Мы не пессимисты, а реалисты.
— Вы упомянули, что необходимы структурные реформы. Какие именно?
— Под реформами я подразумеваю, в первую очередь, завершение вступления в ВТО и немедленный старт переговоров о создании зоны свободной торговли с ЕС. Далее, необходимо принять закон об акционерных обществах и усилить требования к банкам по идентификации собственников. Нужна полноценная энергетическая стратегия, которая будет предусматривать «привыкание» экономики к мировым ценам (независимо от действий России). Необходима налоговая и бюджетная реформа. Наконец, обязательно возобновление приватизации.
— В отличие от роста ВВП и инфляции МВФ дает слишком оптимистический, на наш взгляд, прогноз по платежному балансу (положительное сальдо 1,2% от ВВП). Почему?
— Действительно, пока ситуация с платежным балансом складывается хуже. А на 2007 год мы и так прогнозируем дефицит текущего счета на уровне 2,1% ВВП. Однако в этом ничего плохого нет. Многие экономики переходного типа, я бы даже сказал, большинство, живут с таким дефицитом. Однако если удается найти источники его финансирования (в частности, иностранные инвестиции), все в порядке.
— Есть ли вероятность, что в случае серьезного ухудшения платежного баланса Украине придется брать кредиты у МВФ?
— Конечно, мы готовы предоставить такую помощь, если она понадобится. Однако маловероятно, что такая необходимость возникнет в ближайшие год-два. Другое дело — упреждающая программа, не предусматривающая безусловного выделения фондом средств Украине.
— Предыдущие программы сотрудничества Киева с МВФ были прекращены досрочно. Почему так получилось? Что дальше?
— Последняя программа (упреждающий stand-by) год назад была прекращена, потому что прежнее правительство не выполнило наши условия, а в сентябре 2004 года к тому же резко увеличило пенсии. Да и политическая ситуация не способствовала сотрудничеству. Что касается планов на будущее, то правительству решать, как оно хочет сотрудничать с фондом. Украина является ом МВФ, и мы всего лишь обслуживаем клиентов. Со времен президентских выборов переговоров о программе не было. Однако наша экспертиза и техническая поддержка в самых разных сферах за это время активизировалась.
— В прошлом году министр финансов Виктор Пинзеник заявлял о консультациях с МВФ о реструктуризации портфеля государственных обязательств. Шла ли речь о кредитах фонда?
— Нет, реструктуризации выплат МВФ не было. Украина исправно погашает долги, и каких-либо проблем с этим мы не ожидаем. В принципе, есть возможность отсрочки платежей на один год, однако подобного запроса от правительства не поступало. И вряд ли поступит, поскольку средства для выплат есть. Наоборот, каждая страна вправе досрочно погашать кредит, как это сделали Аргентина, Бразилия и Россия. Однако от Киева, опять же, подобных предложений не поступало.
— Ну почему, в свое время Сергей Тигипко, будучи главой НБУ, предлагал это сделать...
— Да, но это была лишь идея. К фонду власти не обращались.
— Теперь и не обратятся, не с нашим платежным балансом... Один Ваш предшественник как-то говорил мне, что как только Украина выплатит долги перед МВФ в 2010 году, фонд может закрыть здесь представительство. Вы подтверждаете?
— Есть целый ряд критериев, по которым мы решаем, оставлять ли представительство. В той же России, которая досрочно выплатила кредит, мы оставили его, хоть и сократили количество персонала. Так что это необязательно и в случае Украины. В любом случае это будет обсуждаться с правительством. В некоторых государствах Восточной Европы представительства были закрыты в связи с их вступлением в ЕС. Короче говоря, вначале будет погашен заем, а потом будем решать.
— В ходе апрельского саммита представители фонда выразили обеспокоенность снижением спроса на его займы. Поэтому, дескать, МВФ теперь необходимо координировать многосторонние финансовые отношения в мире, а не только работать с каждой отдельно взятой страной в двустороннем порядке. Значит ли это, что фонду необходимы некоторые новые полномочия?
— Действительно, кредитный портфель МВФ сокращается, потому что сейчас мало стран переживает экономический кризис. Это само по себе хорошо (смеется.— Авт.), причем не только для мира, но и для фонда. Напомню, что МВФ был создан в 1944 году, чтобы охранять макроэкономическую стабильность в мире и координировать валютную политику стран. Займы — это лишь вспомогательная функция, необходимая, чтобы поддержать страны в моменты макроэкономических дисбалансов. Так что сейчас речь идет о том, чтобы вернуть фонду первоначальные функции. На встрече обсуждалось, что МВФ будет осуществлять надзор над всей мировой экономикой вместе взятой, с учетом отношений между ее элементами.
Кроме того, на саммите шли дискуссии насчет голосов отдельных стран — ов фонда — в ходе принятия решений в МВФ. Быстрорастущие азиатские государства сетуют, что их голоса не соответствуют их нынешней экономической роли в мире. Наконец, намечаются проблемы с финансированием самого фонда. Поскольку он сейчас выдает меньше займов, МВФ получает меньше процентов. Пока средств хватает, однако в среднесрочной перспективе мы можем столкнуться с операционным дефицитом. Поэтому придется либо продавать часть резервов, либо инвестировать наши средства, либо, быть может, увеличивать членские взносы. Все это пока лишь дискуссии, никаких решений принято не было.
— Многосторонний надзор... А будут ли какие-то рычаги влияния?
— У любой международной организации мало возможностей вынудить страны делать то, чего они делать не хотят. Если некое государство берет у нас деньги, мы можем выставить условия. В остальных случаях наши пожелания носят исключительно рекомендационный характер.
Персона
Джеффри Фрэнкс родился 1 марта 1961 г. Занимает должность старшего постоянного представителя Международного валютного фонда в Украине с сентября 2004 г. До этого работал в МВФ на протяжении 13 лет, преимущественно в странах Европы и Латинской Америки. В частности, непосредственно перед назначением главой украинского представительства он занимал аналогичную должность в Парагвае. Имеет степень магистра Оксфордского и Принстонского университетов, а также доктора экономических наук Гарвардского университета. Женат, имеет четверых детей.
Инф. e-finance.com.ua
«Есть много желающих вкладывать в Украину, но они ждут»
2006-05-17 09:20:00
Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.
WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open. WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch. OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy. Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна. |
Related News / Новини рубрики:
Tysyach Zelensky: Details of the success of the Winter eSupport program
NBU zaprezentował nową monetę pamiątkową Oxfam calls for higher taxes for the richest as inequality grows Google verzeichnet einen Anstieg des Interesses am Kauf von Kryptowährungen: Was steckt hinter dem neuen Trend? The world looks for alternatives to the dollar: challenges for the global reserve currency ЄС виділить Україні €30,6 млрд у 2025 році: основні напрями використання коштів Tester salaries in Ukraine: changes over the past six months Le boom mondial des milliardaires : Comment la richesse des oligarques a atteint des niveaux record en 2024 NBU poinformował o zmniejszeniu liczby niektórych banknotów i wzroście popytu na nowe nominały Der Bargeldumlauf in der Ukraine wächst |