• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • «Есть много желающих вкладывать в Украину, но они ждут»
    2006-05-17 09:20:00

    Недавно Международный валютный фонд опубликовал очередной экономический прогноз, World Economic Outlook 2006. Согласно этому документу, в Украине ожидается небольшой экономический рост (2,3%) и существенный рост цен (13%). Затем в Вашингтоне состоялся саммит Мирового банка и МВФ. В ходе мероприятия представители Украины вроде бы призывали фонд не спешить со столь нелицеприятными прогнозами до формирования нового правительства, дабы не распугать инвесторов. Мы решили обратиться за разъяснениями к главе представительства МВФ в Украине Джеффри Фрэнксу.

    — МВФ постоянно советует Украине сделать обменный курс более гибким. Однако год назад, 21 апреля 2005 года, НБУ укрепил гривню (что соответствовало тогдашним экономическим условиям, а именно огромному профициту платежного баланса). С тех пор официальный курс замер...
    — Да, но коммерческий курс стал более гибким. Национальный банк допускает более сильные колебания курса на межбанковском валютном рынке (примерно 1-1,5%), он не осуществляет интервенции каждый день. Впрочем, мы рекомендуем еще большую гибкость курса. Но, конечно, НБУ необходимо подготовиться к этому и решить, когда наиболее подходящий момент.

    — НБУ укрепил гривню, чтобы бороться с инфляцией. Как Вы считаете, ревальвация помогла ограничить рост цен?
    — Думаю, да, хотя несущественно. Однако мы рекомендуем гибкость курса в первую очередь по другим причинам. Гибкий курс даст Украине возможность реагировать на шоки, как положительные, так и наоборот. Мы не советуем двигать курс в каком-то конкретном направлении, он должен определяться процессами, происходящими в экономике.

    — А какова роль ревальвации в существенном замедлении роста экспорта и сохранении высоких темпов роста импорта в прошлом году (5% против 24,6%)?
    — Конечно, ревальвация увеличила спрос на импортные товары, поскольку удешевила их. Однако большее влияние оказал существенный рост доходов населения — в 2005 году темпы были порядка 20%. Частично рост объемов ввоза связан с борьбой против контрабанды: «серый» импорт начали регистрировать. Что касается экспорта, думаю, замедление роста больше связано с положением дел на мировом рынке стали, нежели с курсом. Ведь металлургические компании продавали свою продукцию по более высоким ценам, нежели в предыдущие годы. Просто они столкнулись с конкуренцией со стороны других стран.

    — В прошлом году представители МВФ утверждали, что борьба с инфляцией является основным заданием для украинских властей. Вы продолжаете на этом настаивать?
    — В данный момент это не кажется особой проблемой. В марте и апреле потребительские цены даже снизились (на 0,3% и 0,4% соответственно.— Авт.). Однако не стоит думать, что инфляция «излечена». Повысились цены на газ, и это пока еще не «внедрилось» полностью в потребительские цены. Наш годовой прогноз на уровне 13% отражает обеспокоенность, что это таки произойдет. Только «газовый» фактор сам по себе добавит годовой инфляции 2-3%. Поэтому среднегодовая инфляция, которая сейчас составляет 7,4%, немного ускорится. Если экономическая активность будет восстанавливаться, это создаст дополнительное инфляционное давление. Поэтому мы бы рекомендовали Нацбанку продолжать проводить жесткую денежную политику, чтобы гарантировать замедление инфляции. В принципе, можно добиться годового роста цен ниже 10%.

    — А как насчет прямого таргетирования инфляции?
    — Это один из возможных путей. Конечно, сейчас, пока нет полной гибкости обменного курса, перейти к этому режиму не получится. Но в среднесрочной перспективе это вполне возможно. Данный механизм хорошо зарекомендовал себя, в том числе в государствах с переходной экономикой — Чехии, Венгрии (смешанная схема, с курсовым коридором), Словакии, Польше...

    — Но готов ли к этому Нацбанк? Хватит ли инструментов денежно-кредитной политики?
    — Мы предоставляли НБУ технические консультации, и прогресс определенно есть. Сейчас это уже больше политический вопрос. Власти должны решить, когда переходить к инфляционному таргетированию. Как только соответствующее решение будет принято, предстоит провести кое-какую техническую работу, но это не проблема.

    — Параллельно с высокой инфляцией МВФ прогнозирует слабый рост ВВП в 2006 году. Неужели все так плохо?
    — Конечно, возможны отклонения в ту или иную сторону, скажем 1,5-3%. Основной фактор замедления экономического роста — повышение цен на газ и политическая неопределенность. Кроме того, рост на уровне 2,3% — это в целом за год, однако во втором полугодии он ускорится. Пока не сформирована коалиция, инвесторы предпочитают выжидать, и это продлится еще пару месяцев.

    — Есть ли вероятность того, что из-за цен на газ ВВП даже сократится в этом году, как того не исключает Минэкономики (на 1,3%)?
    — Рецессия возможна, но это маловероятно. Если еще что-то будет происходить с ценами на газ, это дополнительно повлияет на экономическую активность.

    — Планирует ли МВФ пересмотреть макроэкономические прогнозы для Украины после формирования коалиции и правительства?
    — Мы периодически пересматриваем прогнозы. Как только будет сформировано правительство, состоится визит в Киев миссии МВФ. Думаю, мы пересмотрим наши прогнозы. Кроме того, мы обсудим с ним экономическую политику.

    — И что Вы посоветуете?
    — Чтобы стимулировать экономический рост, правительству вместе с НБУ необходимо восстановить стабильность — низкую инфляцию и низкий бюджетный дефицит. Также надо обеспечить гарантии инвесторам и начать агрессивную программу структурных реформ. Необходимо избегать негативных сигналов (видимо, г-н Фрэнкс намекал на прошлогодние разговоры, и не только, о реприватизации. — Авт.) и посылать инвесторам позитивные сигналы. Мне кажется, что есть много желающих вкладывать в Украину, но они ждут формирования правительства и его действий.

    — Некоторые представители украинской власти утверждали, что, публикуя такие пессимистические макроэкономические прогнозы, МВФ может отпугнуть иностранных инвесторов от Украины…
    — Наши прогнозы относительно темпов экономического роста и инфляции согласуются с прогнозами большинства частных аналитиков, и не слишком отличаются от прогнозов, разработанных Министерством экономики. Мы не пессимисты, а реалисты.

    — Вы упомянули, что необходимы структурные реформы. Какие именно?
    — Под реформами я подразумеваю, в первую очередь, завершение вступления в ВТО и немедленный старт переговоров о создании зоны свободной торговли с ЕС. Далее, необходимо принять закон об акционерных обществах и усилить требования к банкам по идентификации собственников. Нужна полноценная энергетическая стратегия, которая будет предусматривать «привыкание» экономики к мировым ценам (независимо от действий России). Необходима налоговая и бюджетная реформа. Наконец, обязательно возобновление приватизации.

    — В отличие от роста ВВП и инфляции МВФ дает слишком оптимистический, на наш взгляд, прогноз по платежному балансу (положительное сальдо 1,2% от ВВП). Почему?
    — Действительно, пока ситуация с платежным балансом складывается хуже. А на 2007 год мы и так прогнозируем дефицит текущего счета на уровне 2,1% ВВП. Однако в этом ничего плохого нет. Многие экономики переходного типа, я бы даже сказал, большинство, живут с таким дефицитом. Однако если удается найти источники его финансирования (в частности, иностранные инвестиции), все в порядке.

    — Есть ли вероятность, что в случае серьезного ухудшения платежного баланса Украине придется брать кредиты у МВФ?
    — Конечно, мы готовы предоставить такую помощь, если она понадобится. Однако маловероятно, что такая необходимость возникнет в ближайшие год-два. Другое дело — упреждающая программа, не предусматривающая безусловного выделения фондом средств Украине.

    — Предыдущие программы сотрудничества Киева с МВФ были прекращены досрочно. Почему так получилось? Что дальше?
    — Последняя программа (упреждающий stand-by) год назад была прекращена, потому что прежнее правительство не выполнило наши условия, а в сентябре 2004 года к тому же резко увеличило пенсии. Да и политическая ситуация не способствовала сотрудничеству. Что касается планов на будущее, то правительству решать, как оно хочет сотрудничать с фондом. Украина является ом МВФ, и мы всего лишь обслуживаем клиентов. Со времен президентских выборов переговоров о программе не было. Однако наша экспертиза и техническая поддержка в самых разных сферах за это время активизировалась.

    — В прошлом году министр финансов Виктор Пинзеник заявлял о консультациях с МВФ о реструктуризации портфеля государственных обязательств. Шла ли речь о кредитах фонда?
    — Нет, реструктуризации выплат МВФ не было. Украина исправно погашает долги, и каких-либо проблем с этим мы не ожидаем. В принципе, есть возможность отсрочки платежей на один год, однако подобного запроса от правительства не поступало. И вряд ли поступит, поскольку средства для выплат есть. Наоборот, каждая страна вправе досрочно погашать кредит, как это сделали Аргентина, Бразилия и Россия. Однако от Киева, опять же, подобных предложений не поступало.

    — Ну почему, в свое время Сергей Тигипко, будучи главой НБУ, предлагал это сделать...
    — Да, но это была лишь идея. К фонду власти не обращались.

    — Теперь и не обратятся, не с нашим платежным балансом... Один Ваш предшественник как-то говорил мне, что как только Украина выплатит долги перед МВФ в 2010 году, фонд может закрыть здесь представительство. Вы подтверждаете?
    — Есть целый ряд критериев, по которым мы решаем, оставлять ли представительство. В той же России, которая досрочно выплатила кредит, мы оставили его, хоть и сократили количество персонала. Так что это необязательно и в случае Украины. В любом случае это будет обсуждаться с правительством. В некоторых государствах Восточной Европы представительства были закрыты в связи с их вступлением в ЕС. Короче говоря, вначале будет погашен заем, а потом будем решать.

    — В ходе апрельского саммита представители фонда выразили обеспокоенность снижением спроса на его займы. Поэтому, дескать, МВФ теперь необходимо координировать многосторонние финансовые отношения в мире, а не только работать с каждой отдельно взятой страной в двустороннем порядке. Значит ли это, что фонду необходимы некоторые новые полномочия?
    — Действительно, кредитный портфель МВФ сокращается, потому что сейчас мало стран переживает экономический кризис. Это само по себе хорошо (смеется.— Авт.), причем не только для мира, но и для фонда. Напомню, что МВФ был создан в 1944 году, чтобы охранять макроэкономическую стабильность в мире и координировать валютную политику стран. Займы — это лишь вспомогательная функция, необходимая, чтобы поддержать страны в моменты макроэкономических дисбалансов. Так что сейчас речь идет о том, чтобы вернуть фонду первоначальные функции. На встрече обсуждалось, что МВФ будет осуществлять надзор над всей мировой экономикой вместе взятой, с учетом отношений между ее элементами.

    Кроме того, на саммите шли дискуссии насчет голосов отдельных стран — ов фонда — в ходе принятия решений в МВФ. Быстрорастущие азиатские государства сетуют, что их голоса не соответствуют их нынешней экономической роли в мире. Наконец, намечаются проблемы с финансированием самого фонда. Поскольку он сейчас выдает меньше займов, МВФ получает меньше процентов. Пока средств хватает, однако в среднесрочной перспективе мы можем столкнуться с операционным дефицитом. Поэтому придется либо продавать часть резервов, либо инвестировать наши средства, либо, быть может, увеличивать членские взносы. Все это пока лишь дискуссии, никаких решений принято не было.

    — Многосторонний надзор... А будут ли какие-то рычаги влияния?
    — У любой международной организации мало возможностей вынудить страны делать то, чего они делать не хотят. Если некое государство берет у нас деньги, мы можем выставить условия. В остальных случаях наши пожелания носят исключительно рекомендационный характер.

    Персона
    Джеффри Фрэнкс родился 1 марта 1961 г. Занимает должность старшего постоянного представителя Международного валютного фонда в Украине с сентября 2004 г. До этого работал в МВФ на протяжении 13 лет, преимущественно в странах Европы и Латинской Америки. В частности, непосредственно перед назначением главой украинского представительства он занимал аналогичную должность в Парагвае. Имеет степень магистра Оксфордского и Принстонского университетов, а также доктора экономических наук Гарвардского университета. Женат, имеет четверых детей.

    Инф. e-finance.com.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.