Операторы Forex пока никому не подконтрольны и их деятельность не регулируют. Это не сильно нравится обманутым клиентам, а с недавнего времени и Нацбанку. Каким образом Forex подведут под закон — в материале Delo.UA.
Изначальное предназначение рынка Forex — дать возможность банкам и корпорациям свободно обмениваться валютой для своих хозяйственных потребностей. Однако сегодня он на слуху исключительно как инструмент валютных спекуляций. По последним данным Банка международных расчетов, ежедневный трейдинг на Forex составляет порядка $3,98 трлн.
Объем одного контракта с реальной поставкой валюты на второй рабочий день (рынок спот) обычно составляет около $5 млн, а стоимость одного конвертационного платежа составляет от $60 до $300. Кроме того, участник около $6 тыс. в месяц тратит на межбанковский информационно-торговый терминал. Следовательно, на Форексе не проводят прямых конвертаций небольших сумм. Для того чтобы простому смертному попасть в мир большой валютной торговли, существуют посредники — банки, брокеры и дилинговые центры.
В Украине за последние 15 лет рынок Forex-операторов разросся несмотря на отсутствие законодательного регулирования, а отчасти и благодаря его отсутствию. И характерными чертами этого рынка стало отнюдь не представление мелких трейдеров, а махинации, потерянные деньги падких на "халяву" граждан и вывод валюты на иностранные счета через дилинговые системы. Самым показательным случаем была история MMCIS Group, которая имеет все признаки финансовой пирамиды, и все же остается на рынке.
Для того, чтобы как-то повлиять на сложившийся беспорядок, 3 августа 2012 года НБУ принял постановление, которым ограничил право на проведение арбитражных операций на условиях маржинальной торговли для физлиц. Согласно постановлению, такие операции позволены исключительно банкам. Это в большей части было сделано для ограничения Forex-операторов. Но сложность ситуации в том, что механизмов лицензирования дилинговых центров нет. Официально они предоставляют информационные, а не финансовые услуги (на них они не имеют права), а значит не подчиняются НБУ и не обязаны выполнять никаких постановлений.
Большинство операторов находятся за границей и зарегистрированы в офшорах. До 2012 года основной юрисдикцией ЕС, используемой операторами рынка Forex в Украине, был Кипр. Однако по словам представителей одного из крупнейших операторов, компании TeleTrade, вследствие кипрского финансового кризиса операции постепенно перетекают в другие юрисдикции — в первую очередь страны Балтии и Восточной Европы. Для украинцев, доверяющих им свои деньги, это означает отсутствие гарантий и повышенные риски, так как компании не несут никакой ответственности — ни финансовой, ни юридической, и доказать что-либо в случае мошенничества непросто. Особенно если предметом договора было "предоставление информационных услуг": юридически, клиент оплачивает именно услуги, а не кладет деньги на какой-либо свой счет. И когда услуга предоставлена, посредник уже никому ничего не должен. Для НБУ — это миллионные денежные потоки, которые протекают мимо государственного учета.
Необходимость госрегулирования рынка Нацбанк объясняет так: "Привлекательными форексные компании для наших граждан делает упрощенная система открытия счетов, отсутствие финансового мониторинга и необходимости налоговых отчислений. Эти сомнительные преимущества несопоставимы с тем риском, которому эти компании подвергают своих клиентов". Но несмотря на то, что пристальное внимание к Forex-операторам Нацбанк объясняет трепетной заботой об обманутых соотечественниках, очевидно, что истинная его причина в стремлении контролировать движение средств и остановить их бесконтрольный вывод за границу. Тем более в ситуации, когда денег в общем и валюты в частности государству не хватает.
Обнародовать проект механизма борьбы с мошенничеством НБУ обещает к концу года, но из письма, которое пришло в ответ на запрос, можно сделать вывод, что в идеале Нацбанк хотел бы убрать дилинговые центры из страны как явление и передать их функции банкам. По мнению НБУ, именно банки на сегодняшний день имеют достаточное для проведения арбитражных операций и техническое оснащение, и количество профессионалов.
Но поскольку безобразие остановить не удалось, НБУ решил его возглавить, то есть лицензировать Forex-операторов. В мировой практике государственное регулирование рынка Forex обычно заключается в установлении правил предоставления брокерских услуг и регламентации деятельности дилинговых центров. Этим, как правило, занимаются различные государственные ведомства: в Британии, например, Управление по финансовому регулированию и надзору (FSA), которое выполняет регуляторные функции на финансовых рынках, в том числе по надзору за банками.
В России закон, регламентирующий деятельность Forex компаний, прошел первое чтение и включен в календарь рассмотрения вопросов Госдумы на 20 сентября. Он предполагает создание саморегулируемой организации, членство в которой предполагает регулярные взносы для создания фонда, за счет которого компенсировались бы потери клиентов. Кроме того, по словам Андрея Лободы, представителя одной из крупнейших дилинговых компаний России Alpari, существует профессиональная ассоциация операторов Forex, и ее члены первыми поддержали инициативу правительства по госрегулированию рынка, так как это облегчит работу больших компаний и пресечет мошеннические схемы. С таким подходом согласны и его украинские коллеги из Teletrade и ForexClub. "Если рынок будет бесконтрольным, в ближайшем будущем следует ожидать появления новой тенденции на украинском рынке Forex — оттока капитала клиентов в Беларусь и Россию, где для них создаются значительно более благоприятные условия" — считают в Teletrade.
Как Федеральная служба по валютным рынкам России, так и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины открещиваются от контроля над рынком Forex. "НКЦБФР не имеет отношения к лицензированию участников рынка Forex. Так как речь идет о валютных операциях, то это парафия НБУ", — считают в нацкомиссии.
Аналогичная российской ассоциация существует и в Беларуси. Достаточно влиятельной была и национальная фьючерсная ассоциация в США, у которой были жесткие требования для членства и широкие полномочия для контроля отчетности брокеров. Однако после вступления в силу закона Додда-Франка в 2011 году все операции резидентов США, будь они физлицами или компаниями, с финансовыми инструментами на внебиржевых рынках (включая Forex), считаются незаконными. То есть в США по жесткости решения проблемы переплюнули даже планы Нацбанка.
В любом случае, решение о госрегулировании рынка Forex давно назрело, и, вероятно, скоро будет принято. Вопрос только в том, будет ли оно призвано защитить клиента, или пресечь свободное движение денег.
Мария Стасенко
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua