В начале сентября немало «шороху» в украинских СМИ навело расследование программы «Гроші»(1+1), в которой говорилось о том, что преступная халатность руководства столичной подземки позволяет всяческим дельцам, (в основном сотрудникам среднего и высшего звена), абсолютно безнаказанно красть десятки миллионов гривен.
На удивление, администрация КП «Киевский метрополитен» вместо того, что бы проверить изложенные факты и провести собственное расследование, назвала телевизионный сюжет ложью и постаралось поскорее замять скандал. Однако, как выяснили корреспонденты, основания подозревать метрополитен в «темных делишках» все же есть. Равно как и есть документальные подтверждения воровству.
Метро «штампует» свои жетоны
Итак, кратко напомним предысторию скандала. Как рассказал в программе «Гроші» бывший сотрудник киевской подземки пассажиры, катаются в переполненных вагонах и даже не догадываются, что, возможно, собирают кому-то на новый автомобиль или отдых на фешенебельном курорте. Согласно данным последней проверки, хозяйственную халатность предприятия оценили почти в 100 млн. грн. в год. Иными словами, руководство метрополитена просто не смогло объяснить проверяющим куда делись или были потрачены такие огромные суммы.
Вместе с тем, бывший работник КП «Киевский метрополитен» Анатолий говорит, что это только цветочки. Настоящую дыру в бюджете метрополитена пробивает тот самый обычный пластиковый жетон, который пассажиры покупают каждое утро.
«В метрополитене в турникетах вмонтированы так называемые фиксированные блоки – это средство, которое учитывает количество пассажиропотока, который был пройден, скажем, с утра и до закрытия метрополитена.
Каждый жетон, который упал в щель – это пройденная «челоединица». Достаточно отключить этот фиксированный блок и количество жетонов, которые опустились в турникет, определить ни практически, ни теоретически невозможно», – рассказал Анатолий.
Небывалую ловкость рук уже доказали работники одной из станций столичного метро. Они украли более 1 млн. грн., извлекая на протяжении дня деньги из автоматов для пополнения карточек.
И действительно, стоит только начать наблюдать за оборотом жетонов. Так, журналисты заметили женщину-контролера, которая положила жетон на турникет и оставила. Зачем она это сделала, непонятно.
«Есть несколько черных заводов, которые делают эти жетоны, они же не имеют никаких номерных знаков», – добавляет экс-сотрудник метро.
А тем временем эксперты подсчитывают, как на самом деле может работать подземка.
«Наведение порядка в киевском метрополитене может привести к увеличению выручки на 20-30 %», – пояснил эксперт по вопросам транспортной отрасли Богдан Аганин.
Но в метро, напротив, предлагают поднять стоимость проезда.
«Хотя если посчитать и действительно вывести из тени оборот жетонов, о котором говорят эксперты, проезд должен не подорожать, а подешеветь – примерно на 30 %», – подытожил эксперт.
Сколько и на чем метро украло у киевлян
В очередной раз тема разворовывания средств в киевском метрополитене всплыла в свете разговоров о повышении стоимости проезда в связи с небывалой убыточностью пассажирских перевозок.
Итак, начнем с событий 2-летней давности – Акта проверки Главного управления внутреннего финансового контроля и аудита КГГА за 2010-2011 гг..
Согласно документу на предприятии вскрылось немало фактов:
- Финансовых нарушений со стороны должностных лиц Метрополитена на общую сумму 86,12 млн грн.
- Не выполненных плановых работ по ремонту вагонов и эскалаторов на сумму 44,65 млн грн.
- Предоставления отпусков сотрудникам без сохранения им заработной платы на сумму 13,6 млн грн.
- Убытков от искусственно заниженной стоимости аренды 563.4 км коллекторов и туннелей метрополитена для прокладки провайдерами-операторами оптоволоконных кабелей на сумму 44,1 млн грн.
- Незаконное размещение 40 объектов торговли без решения сессии Киевсовета, а так же факты незаконной передачи помещений метрополитена в субаренду общей площадью 348,3 кв.м.
- В структуре доходов Метрополитена, доходы от рекламы занимают последнее место. Общая площадь рекламы 27,7 тыс кв.м., а сумма дохода от этой площади составляет 6,15 млн грн за 2010 г. Или, (внимание), 18,5 грн/кв.м. рекламы в месяц.
- Из 31 оператора рекламы, которые имеют договора с метрополитеном, 6 занимают монопольное положения с долгосрочными договорами по 5,10 и 20 лет.
- Расценки операторов рекламы на размещение рекламы в метро в 115 раз выше чем тарифы по которым у них имеются договора с метрополитеном.
- На празднование 50-летия киевского метрополитена потратили 4,08 млн грн.
Итого, за 2010 г. и первый квартал 2011 г. официально зафиксированный прямой финансовый ущерб государству, нанесенный должностными лицами КП «Киевский Метрополитен» составил 48,870 млн. грн. Но самое курьезное в этой ситуации – директором КП «Киевский метрополитен» до сих пор является Федоренко Владимир Иванович.
Директор-воришка уходить с должности не намерен
После вскрывшихся фактов транспортная комиссия Киевсовета решила признать работу КП «Киевский метрополитен» неудовлетворительной и рекомендовать главе КГГА не продлевать договор с нынешним руководством предприятия. Это связано с тем, что топ-менеджмент КП обвиняется в многочисленных финансовых махинациях, и с 2011 г. только растет.
По словам депутата Киевсовета Алексея Давиденко («УДАР») Владимир Федоренко на заседании профильной комиссии горсовета выступил с докладом, в котором доложил городским депутатам, что ныне средняя заработная плата работников метрополитена превышает 5 тыс. грн., и предприятие в этом году так хорошо экономило, что его убыточность составила всего 177 млн. грн. А тем временем в КГГА уверены, что до конца 2013 г. года убыточность метро достигнет 350 млн. грн., вместо предусмотренных 300 млн. грн.
«Г-ну Федоренко кичиться экономией не стоило. Вместе с коллегами я серьезно проанализировал деятельность предприятия начиная с 2011 года. Так, проверка в 2011 году установила нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятия на общую сумму 88,12 млн. грн., что привело к прямым убыткам в 49 млн. грн. Одним из нарушений оказалось занижение расчетной оплаты за использование тоннелей и коллекторов метрополитена посторонними предприятиями в три раза. Только из-за этого непосредственный убыток города составил 20,6 млн грн.». – отметил депутат.
Кроме того А. Давиденко рассказал, что в 2012 г. в Киеве самое большое количество замечаний о превышении среднерыночных цен при совершении закупок было выявлено именно у КП «Киевский метрополитен». За первое полугодие 2012 г. в адрес предприятия было направлено 16 замечаний. Речь шла о закупках на общую сумму 3,4 млн. грн. «Например, светофор был куплен по цене в 11 раз выше среднерыночной стоимости, то есть на 216,7 тыс. грн. дороже. Таких пунктов в отчете 16. И с каждым годом злоупотреблений все больше и больше, финансовые убытки городу – десятки миллионов гривен. Вместе с этим, никакие меры по урегулированию ситуации не предпринимаются», – добавил он.
А. Давиденко также озвучил информацию ГУ МВД в Киеве о том, что в 2013 г. по КП «Киевский метрополитен» были открыты три уголовных дела. В одном из них, как выяснилось, досудебное расследование установило, что должностные лица ПАО «Киевметрострой» и КП «Киевский метрополитен» путем внесения не правдивых данных в план выполнения строительных работ обворовали столичный бюджет на сумму 41,1 млн. грн. Во втором и третьем уголовном деле речь идет о финансовых махинациях на 1, 030 тыс. грн. и 4,6 млн. грн. соответственно.
Всю озвученную А. Давиденко информацию подтвердила и руководитель Управления внутреннего финансового контроля и аудита КГГА Оксана Колтик. Она также добавила, что по результатам проверки объемов выполненных работ при строительстве «Куреневско-Красноармейской линии метрополитена» установлено завышение объемов выполненных работ за период строительства 2004-2010 гг. на 41 млн. грн. (4,5%), за период апрель-июнь и август 2013 г. на 12 млн. грн. (10%). Также Госфининспецией Украины установлено лишних затрат на период строительства с августа 2011 г. по октябрь 2012 г. на сумму 8 млн. грн.
С обвинениями в свой адрес В. Федоренко, естественно, не согласился, однако никаких документальных подтверждений своей правоты или невиновности предоставить не смог.
В итоге члены комиссии Киевсовета по вопросам транспорта не только решили потребовать от главы КГГА Александра Попова не только разорвать контракт с В. Федоренко, но и лишить КП «Киевский метрополитен» полномочий заказчика строительных и ремонтных работ.
Источник
e-finance.com.ua