• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Владимир Шандра: «Страна, экспортирующая почти 60% ВВП, должна быть ом Всемирной торговой организации»
    2006-05-30 15:09:00

    Украинскую промышленность последнее время постоянно лихорадит. Повышение тарифов на российский газ, предоставление статуса страны с рыночной экономикой, ожидание вступления в ВТО и НАТО — казалось бы, от таких глубоких переживаний в течение недолгого периода промышленность вполне могла бы потерять координацию и впасть во фрустрацию.

    Однако министр промышленной политики Украины Владимир Шандра тревогу не бьет. Напротив, выражает уверенность в судьбе отечественного производителя. Этой уверенностью он поделился с редактором «Профиля» Евгением Минко.

    — Без вопроса на злобу дня, интересующего нынче каждого гражданина страны, нам не обойтись. Как действующего Кабинета Министров Украины, какой вариант новой правительственной коалиции вы видите наиболее реальным?
    — Я не уполномочен вести переговоры, не знаю всех деталей. Я так понимаю, что ситуация меняется каждый день.

    Работа коалиции должна быть направлена на достижение четких, конкретных целей, прежде всего экономических. И, естественно, я бы хотел, чтобы это была демократическая коалиция, работающая в определенном Президентом направлении.

    — То есть никаких персоналий вы не назовете?
    — Нет, но без консолидации политических элит проведение серьезных реформ невозможно. У Украины появился шанс на протяжении трех синой лет, при отсутствии выборов в стране, привести деятельность разных институтов власти к одному знаменателю — улучшению благосостояния украинского народа. За последний год страна многое потеряла именно из-за того, что прогрессивные законы не проходили голосование в Верховной Раде.

    — Некоторые мировые эксперты предрекают странам с не особенно сильной экономикой неизбежные проблемы, связанные со вступлением в ВТО. Вы можете назвать, каковы риски для Украины в этом отношении?
    — А в чем риски? В пошлинах? Если смотреть по импортируемым товарам, то мы находимся в ВТО, и уже давно. Нам завозят товары легкой промышленности с таможенной стоимостью в 1,3 доллара. Обувь — по стоимости менее одного доллара. Какая разница, какова пошлина, если таможенная стоимость такая? Здесь можно платить и 100%! Защита внутреннего рынка лежит в совершенно другой плоскости — должны быть реальные таможенные цены.

    Впрочем, мы понимаем, что риски существуют. Мы их просчитываем. Страна официально открывает свой внутренний рынок, и у национальных производителей увеличится конкуренция.

    Второй риск — мы сами выходим на внешние рынки со своей продукцией. И нам очень важно закрепить свое место в мировом распределении труда. Мы знаем, что у нас лучше всего получается, в чем мы сильны, и необходимо убедить мир, что Украина — это страна, которая специализируется в конкретных отраслях производства.

    Страна, которая экспортирует почти 60% ВВП, безусловно, должна быть в ВТО.

    Мы можем и будем продвигать нашу химическую, металлургическую индустрию на рынки Европы и Северной Америки.

    — Выходит, Украина может предлагать что-то стоящее только в химической и металлургической отраслях?
    — Это продукция третьего технологического уклада. Конечно, нам интереснее и выгоднее продавать высокотехнологическую продукцию пятого-шестого укладов. Ведь килограмм металла стоит 0,5 доллара. Если этот килограмм мы продаем как машину или танк — это 50—100 долларов. Если это самолет — 1000—1 500 долларов. Если продаем как спутник, это от 10 до 50 000 тыс. долларов. Инновационный продукт ценится больше. И Украина, безусловно, готова к конкуренции с теми странами с сильной экономикой, которые уже являются ами ВТО. Нас знают во многих странах мира, к примеру, продукцию отечественного авиапрома, к которой на международных выставках наблюдается большой интерес.

    — В интервью «Профилю» премьер-министр Кыргызстана Феликс Кулов актуализировал вопрос долга украинских предприятий своей стране как одно из препятствий для вступления в ВТО. По-вашему, такие долги могут стать помехами?
    — Эти помехи абсолютно надуманные. Если у коммерческих предприятий возникают вопросы, они решаются в судах. Если это долг государства, то этот вопрос нужно обсуждать.

    Насколько я помню, сумма, о которой идет речь, — 27 млн. долларов. В нынешней ситуации для Украины это небольшие деньги. Но это вопрос принципа — долг ли это страны, или долг конкретных предприятий.

    — Специалисты опасаются неизбежных проблем, которые принесет украинской экономике вступление в НАТО, в частности, ВПК. Каков ваш прогноз?
    — У меня как раз был вчера разговор с госсекретарем Министерства экономики Германии Дагмарой Вьёрл по этому вопросу. Есть много проектов, в которых мы можем участвовать и продавать нашу продукцию на открытых рынках не только странам НАТО.

    К стандартам производства вооружений у нас вопросов нет. Я считаю, что тот знаменитый контракт, по которому наши ученые сделали танковую пушку, отвечающую стандартам НАТО, фактически за восемь месяцев, это доказал. Мы можем перейти на стандарты НАТО, если для такой продукции будет рынок.

    — Насколько эффективно для украинской промышленности Единое экономическое пространство?
    — Я бы начал с того, что мы, безусловно, хотели бы зоны свободной торговли. Если бы это было, то я обеими руками за ЕЭП. Если мы говорим о свободном перетекании трудовых ресурсов и финансов — я тоже «за».

    Но поскольку в зоне свободной торговли ЕЭП более ста исключений и ограничений — возникают вопросы.

    Страны ЕЭП — это большой рынок, и мы будем делать все, чтобы дальше на нем работать. При этом участие Украины в ЕЭП выгодно не только нам, но и России, и Казахстану.

    К примеру, в нашем самолете АН используется множество российских деталей. Мы можем переводить их на производство к нам — но это дорого. А можем продолжать закупать в России.

    — Как вы можете прокомментировать начавшиеся грузино-украинские консультации по возможному выходу из СНГ?
    — Начнем с того, что Украина и не входит в СНГ, она является ассоциированным ом.

    Виктор Ющенко выдвинул очень много предложений и по улучшению работы СНГ, и по созданию ЕЭП. Надо двигаться в практическом направлении, экономическом, а не заниматься созданием наднациональных структур.

    Мы стремимся туда, где лучше. Где лучше социальные стандарты и гарантии, выше производительность труда, где больше развиты демократические институты. Мы не идем в ЕС только потому, что хотим дружить с Германией или Францией. Мы идем туда, где существует эффективно работающая система.

    — Каковы сильные стороны Украины в экспорте и какие рынки вы считаете для нашей страны перспективными?
    — Мы сильны в продукции военно-промышленного комплекса, которая востребована в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии. Это наш рынок, нас там знают, и мы хорошо там работаем.

    Мы заняли очень хорошую нишу в самолетостроении, нишу ближне- и среднемагистральных самолетов. Создана Национальная корпорация «Антонов», которая развивается. И сейчас наша авиация совсем не там, где она находилась два или три года назад. Темпы развития в авиационной отрасли за четыре месяца 2006 года составили 142,5%.

    Что касается судостроения, то на 1 января 2005 года загрузка наших предприятий — 41%. На 1 января года нынешнего — уже 69%.

    Мы понимаем, что для того, чтобы попасть на европейский или американский рынки, которые гораздо богаче, нам нужно много работать, получить ство во многих торговых, лицензионных организациях.

    — То есть западные рынки — это перспектива, а Азия — это то, что есть уже сейчас?
    — Азиатские рынки далеко не полностью нами освоены. Над ними тоже нужно работать. Если Индия в рамках своей энергетической программы собирается тратить до двух миллиардов долларов ежегодно, то почему бы нам не занять там свою серьезную нишу? Почему бы Индии не покупать нашу продукцию — турбины, генераторы?

    — Есть ли уже результаты отмены поправки Джексона-Вэника для Украины?
    — Я слышал от руководства наших заводов, что им уже гораздо легче. Ведь на нашу химическую и металлургическую продукцию для Америки были введены пошлины от 40% до 170%. Сейчас есть возможность регулировать эти процессы.

    Многие предприятия собираются судиться, чтобы антидемпинговые пошлины были отменены.

    Процесс пошел, и за апрель рост промышленного комплекса составил 3,5%. Это о чем-то говорит, несмотря на то, что серьезно подорожал газ.

    — По итогам года, каков ваш прогноз?
    — Я убежден, что по высокотехнологичным отраслям рост однозначно будет. Автомобилестроение у нас развивается очень хорошими темпами — порядка 20% в год.
    Индекс объемов производства в процентах за январь—апрель 2006 года к январю—апрелю 2005-го по некоторым отраслям уже выглядит оптимистично:
    • производство машин для металлургии — 132,3;
    • производство бытовых приборов — 111,4;
    • производство электрического и электронного оборудования — 110,1;
    • производство оборудования для радио, телевидения и связи — 126,4;
    • транспортное машиностроение — 116,8;
    • производство автомобильного транспорта — 127,4;
    • строительство и ремонт судов — 119,9;
    • авиационная промышленность — 142,5.

    — Не было ли за последнее время серьезных колебаний инвесторов?
    — Понятно, что отмена свободных экономических зон нанесла колоссальный удар по имиджу Украины. Просто колоссальный. Это ошибка, которую мы до сих пор исправляем. Было много неправильных вещей.

    Инвесторы всегда колеблются, но сейчас интерес к Украине очень большой.

    — В ближайшее время таких неожиданных ходов, как отмена СЭЗ, не предвидится?
    — Думаю, что нет.

    — Последнее время вы много говорите об авиастроительстве. Можно сделать вывод, что эта отрасль является самой любимой из всех, которые вы курируете?
    — Авиастроение определено Президентом, правительством одной из приоритетных отраслей отечественной экономики. Выход на серийное производство в самолетостроении — задача №1 для Украины. Аэрокосмическая отрасль развивается довольно быстрыми темпами и выходит на более серьезный уровень. Каждое рабочее место на авиазаводе создает 12 новых рабочих вакансий в отрасли. Сейчас министерство вместе с корпорацией «Антонов» разрабатывает программу, предусматривающую выход на новые рубежи. В частности, на производство 1-1,5 самолета в месяц.

    В тему
    Сергей Джердж, глава Общественной лиги «Украина—НАТО»:
    Все страны в производстве вооружений ориентируются на передовые стандарты, передовые технологии. Даже Россия сейчас налаживает контакты со странами — ами НАТО по вопросам производства вооружений.

    И для Украины это единственный путь — использовать сотрудничество с крупными производителями из стран НАТО. Так возрастет и рынок сбыта украинской продукции. Степень доверия к отечественному оружию со стороны стран, которые его закупают, только повысится, если это оружие будет не просто украинским, но созданным на основе европейских стандартов, стандартов НАТО.

    Для самих производителей вооружений нет никаких секретов, проблем и непонятных вещей в переходе на современные европейские стандарты. Очевидно, что военной отрасли нужно перестраиваться на передовые технологии.

    У нас бытует не совсем верное понимание того, что такое стандарты НАТО для украинской армии. Их всего три. Первый — английский язык как способ коммуникации между военнослужащими различных стран. Второй — система коммуникационных средств. Третий стандарт — система принятия решений, чтобы военные команды одинаково были поняты всеми военными подразделениями.

    Что касается калибров, или, например, длины пушек, или еще каких-то технических характеристик — таких стандартов нет, каждая страна определяет их по-своему. Просто так случилось, что европейские страны, входящие в НАТО, из-за длительного взаимодействия выпускают похожую продукцию. Но произошло это не по приказу из Брюсселя. В странах — ах НАТО нет общего автомата или общей винтовки.

    Евгений Минко

    Инф. profil-ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.