Экспорт зерновых из Украины идет в нормальном режиме. Трудности возникают лишь в крымских портах, однако объем зерна, который проходит через эти порты, несущественный.
Мировой аграрный рынок чутко отреагировал на последние события в Украине, в частности, возможное военное противостояние с Россией. На опасениях, что торговые компании из-за возможных проблем в портах приостановят экспорт зерна и масличных, а аграрии не справятся с посевной, в Европе и даже за океаном пошли в рост цены на пшеницу и растительные масла, пишут Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua
Тем временем отечественные трейдеры тревог своих зарубежных партнеров не разделяют. Напротив, отмечают они, в последние две недели работать стало даже спокойнее, чем в предыдущие несколько месяцев политического кризиса и гражданского противостояния, когда в Киеве захватывались здание Минагрополитики и центральный офис Госветфитослужбы. Но даже тогда закупки сельхозкультур внутри страны, их переработка и экспорт не прекращались, поскольку основные трудности были связаны не с использованием каких-либо рыночных механизмов, а с тем крайним психологическим дискомфортом, который вместе со всеми людьми переживал и аграрный бизнес.
По заверениям трейдеров, особых проблем ни с закупками зерна и масличных у производителей, ни с их транспортировкой на линейные элеваторы, перерабатывающие предприятия, а также практически во все порты Черного и Азовского морей сейчас нет. Вполне стабильно работала и работает также система государственной сертификации, таможенного оформления грузов. Это не означает, что никаких проблем нет вообще, но они не отличаются от тех, что были всегда, а потому вполне решаемы.
"Я бы сказала, что сейчас ситуация даже стала лучше. В частности, сдерживание продаж производителями даже ослабло, поскольку выросли закупочные цены не только в гривнях, но и в долларовом выражении из-за роста цен спроса на экспортном рынке. Например, нам вчера предложили крупную партию рапса, хотя на рынке его уже практически нет, и мы давно приостановили торговые операции с этой масличной", — рассказала информационной компании "ПроАгро" трейдер представительства одной из международных компаний в Украине.
После окончания январских морозов нет никаких препятствий и для транспортировки сельхозпродукции как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Ввиду того, что пик экспортных поставок, пришедшийся на октябрь, ноябрь и декабрь, уже прошел, недостатка вагонов-зерновозов трейдеры не испытывают, а автомобильные перевозки даже упростились, поскольку проверок ГАИ на дорогах стало меньше, да и сами инспектора сейчас ведут себя гораздо скромнее.
Нет необходимости говорить о том, что в прежнем режиме работают зерновые терминалы в портах. По предварительным данным, полученным компанией "ПроАгро" из источников в морских портах, в феврале 2014 г. водным транспортом из Украины было вывезено за рубеж 2,78 млн. т (в декабре — 2,92 млн. т) зерна, масличных и продуктов их переработки, а за первые три дня марта — уже 212,3 тыс. т.
Вместе с тем не во всех портах ситуация сегодня благополучна. Один из трейдеров, традиционно работающих через Керченский морской порт, сообщил нам, что его деятельность сейчас практически заблокирована, поскольку из-за событий на полуострове доставить зерно к портовым перевалочным мощностям сейчас очень сложно.
"Из-за того, что мы не можем привезти зерно в Керчь, мы прекратили его закупать у производителей во внутренних областях. Ситуация форс-мажорная, однако никаких невыполненных контрактов с иностранными контрагентами у нас нет, поэтому мы, по крайней мере, никому ничего не должны. Как будут развиваться события дальше, нам сейчас трудно прогнозировать", — информировали нас в офисе трейдера.
С начала текущего месяца, по нашим данным, нет экспортных отправок зерновых и из Севастопольского порта. При этом нужно отметить, что через крымские порты идет довольно небольшой объем перевалки агропродукции.
Мы отдельно не изучали ситуацию с экспортными поставками через железные и автомобильные дороги. Во-первых, удельный вес этих поставок также довольно незначителен. Во-вторых, если на границе с Польшей, мы полагаем, обстановка вполне благополучная, то возможные проблемы на границе с РФ обусловлены прежде всего позицией российской стороны.
Таким образом, кроме продолжающей оставаться неспокойной ситуации в стране никакие другие обстоятельства на украинский экспорт сельхозпродукции в настоящее время серьезно не влияют. Отечественные зернотрейдеры давно научились обходиться без помощи и поддержки государства, а потому в нынешних условиях, когда оно в силу своей занятости им не мешает, экспортный бизнес идет своим чередом.
По материалам: ПроАгро
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua