Песок, цемент, дерево и сталь – новейшие инструменты в территориальном арсенале Китая, поскольку страна пытается буквально перекроить Южно-Китайское море.
Китайские суда, перевозящие строительные материалы, регулярно бороздят воды около спорных островов Спратли, выполняя работы. Из моря поднимаются новые острова, говорят филиппинские рыбаки и должностные лица этой области. Усилия Китая напоминают то, как Дубай создает острова курорта Палм.
СПРАТЛИ – представляет собой небольшой архипелаг, состоящий из более 100 островов и рифов в юго-западной части Южно-Китайского моря. На протяжении десятилетий острова стали предметом спора между Тайванем, Брунеем, Малайзией и Вьетнамом, Филиппинами и Китаем. В 1988 г. в результате нападения китайского флота были убиты 64 вьетнамских пограничника.
“Они создают искусственные острова, никогда не существовавшие с момента создания мира, как те, в Дубае”, – сказал Эухенио Бито-Онон, мэр населенного пункта в Спратли под названием Калаян, или “свобода” на языке филиппинцев.
Искусственные острова помогут Китаю придать вес своим претензиям и потенциально развивать базы для контроля вод, через которые пролегают некоторые из самых оживленных в мире морских путей.
Китай, заявляющий, что принадлежность области должна определяться картой 1940-х гг., успешно установил контроль над небольшим архипелагом Скарборо Шол (филиппинцы называют его Панатаг Шол). В 2011 г. между Вьетнамом и КНР произошло несколько инцидентов, таких как повреждение кабелей вьетнамских исследовательских судов.
“Конечная цель Китая заключается де-факто, если не де-юре, в том, чтобы контролировать прилегающие воды в западной части Тихого океана, – отмечает Ричард Джавад Гейдарян, преподаватель политологии из Manila University. – Вопрос в том, как он достигнет своей цели. КНР, возможно, придется обдумать применение принудительных мер, учитывая жесткую позицию заинтересованных стран”.
Инф. finance.ua
e-finance.com.ua