Отдельные нормы Закона Украины от 24.10.2013 № 663-VII «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины» (далее - Закон) создают условия, при которых почти все бремя перекрестного субсидирования потребителей электроэнергии возлагается исключительно на государственные компании - ГП НАЭК «Энергоатом» и ПАО «Укргидроэнерго». «Энергоатом» считает такой подход неприемлемым, и предлагает устранить нерыночные механизмы реализации указанного Закона.
Напомним, что особенности ценообразования в электроэнергетической отрасли Украины и, как следствие, сверхнизкие тарифы для домохозяйств (25-30 процентов реальной цены), высокие тарифы и государственные гарантии закупки всей произведенной электроэнергии для производителей из альтернативных источников, неконкурентоспособные тарифы ТЭЦ обуславливают возникновение стоимостного дисбаланса, урегулирования которого на рынке электроэнергии Украины осуществляется через оптовую рыночную цену. Объемы дисбаланса достигли таких размеров, что урегулирование их - это дело не одного года: решать его придется в течение определенного периода времени в условиях функционирования новой модели рынка, которая будет внедряться согласно с вышеупомянутым Законом. С этой целью Законом предусмотрено создание Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса, донорами которого определены государственные предприятия (ГП «НАЭК« Энергоатом », ПАО «Укргидроэнерго» и ГП «НЭК «Укрэнерго»). Указанные положения вызвали негативную реакцию, как специалистов вышеприведенных предприятий, так и экспертов международных организаций.
С целью определения четкой позиции ГП «НАЭК «Энергоатом» относительно Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса и учитывая то, что любой процесс реформирования рынка электроэнергии требует соблюдения компромисса между общественными потребностями и необходимостью обеспечения надежной работы электроэнергетической отрасли, специалистами предприятия проанализированы два наиболее реальных варианта урегулирования стоимостного дисбаланса. Анализ подтвердил, что проблема ликвидации дисбаланса действительно является вопросом определенного времени и должна решаться таким образом, чтобы устранить потенциальную угрозу дискриминации предприятий государственной формы собственности, которую, к сожалению, предусматривает действующая редакция Закона, и создать равные стартовые условия для конкуренции между производителями.
Поэтому, для устранения такой дискриминации и повышения эффективности функционирования Фонда, целесообразно привлечь к его финансированию генерирующих компаний ТЭС, поэтапное перекладывание объемов поддержки производителей электроэнергии по «зеленым» тарифам на конечных потребителей электрической энергии в соответствии с действующей европейской практикой (Германия, Чехия, Латвия, Эстония), а также определение конкретных показателей уменьшения величины Фонда в течение установленного Законом срока его существования. Особенно важным направлением работы, направленной на уменьшение величины Фонда, должна стать четкая реализация мероприятий по поэтапному увеличению тарифов для населения до уровня рыночных цен для прекращения дотирования гарантированных поставщиков за счет средств Фонда с 2020 года.
Специалисты ГП «НАЭК «Энергоатом» также считают необходимым сократить с 10 до 2,5 лет срок обязательной покупки и оплаты оператором рынка электрической энергии у ТЭЦ в объемах, на которые установлена регулируемая цена по заявлению производителя, а также применение в последующие 7,5 лет (в случае проведения реконструкции и модернизации ТЭЦ) ограниченных величин регулируемых цен, утверждаемых регулятором, которые, к примеру, не должны превышать 130% цены, определенной правилами «рынка на сутки вперед», в течение 2 лет с 01.01.2020 по 31.12.2021, 120% - в течение 3 лет с 01.01.2022 по 31.12.2024 и 110% - в течение 2,5 лет с 01.01.2025 по 30.06.2027.
Поскольку такой подход требует внесения изменений и дополнений в Закон, в адрес Министерства энергетики и угольной промышленности Украины направлены соответствующие предложения.
МІНІСТЕРСТВО ЕНЕРГЕТИКИ ТА ВУГІЛЬНОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ УКРАЇНИ
e-finance.com.ua