Небольшие производители подсолнечного масла не выдержат конкуренции с гигантами отрасли. Эксперты прогнозируют, что на отечественном рынке фасованного подсолнечного масла может остаться не более 4-5 крупных брендов.
Как поделились с "Yтром" в группе компаний "Кернел" (ТМ "Щедрый дар"), тенденция ужесточения конкуренции и вытеснения мелких оков с рынка производства подсолнечного масла наблюдается уже несколько лет, и она, несомненно, будет продолжаться и далее.
"Учитывая то, что рынок идет к укрупнению структурных единиц (образованию холдингов замкнутого цикла, включающих все стадии от сырьевой базы до реализации готового продукта), перспективы маломощных предприятий радужными не назовешь. Крупные и финансово сильные украинские производители будут и далее расширяться и развиваться. Не исключено, что они возьмут под свое крыло небольшие заводы, мощностью не менее 100 т/сутки, с последующей перспективой увеличения их мощностей. Скорей всего, таким образом украинские компании будут стремиться увеличить долю присутствия на рынке", – отмечает Валерия Листопад, начальник отдела рынков Украины ИА "АПК-Информ".
Потребители, однако, могут не переживать: эти процессы не приведут к росту цен на масло. В группе компаний "Кернел" "Yтру" рассказали, что цены на масло достаточно стабильны, и эксперты не прогнозируют резких колебаний. В свою очередь, Валерия Листопад замечает, что розничный рынок очень инертен и, как правило, регулируется не оптовыми ценами на масло, а запасами его в розничной сети и спросом в тот или иной период сезона. По наблюдениям специалиста, чаще цены растут, чем падают. Несмотря на то, что на оптовом рынке цены могут падать, в рознице еще может продолжаться реализация масла, произведенного из более дорогого сырья.
Эксперты отмечают, что перспективы урожая подсолнечника в этом году неплохие, если говорить о площадях, засеянных этой культурой. На сегодняшний день, по данным официальной статистики, подсолнечником засеяно 3,41 млн га, при первоначальном прогнозе министерства аграрной политики в 3,145 млн гектаров. Однако, как отмечают специалисты, об урожайности и качестве семян можно будет говорить позже, а ведь именно от этих параметров зависит то, каким будет итог нынешнего сезона.
Эксперты утверждают, что при благоприятных погодных условиях урожай будет примерно таким же, как в прошлом году. Соответственно, и показатели производства и экспорта масла останутся примерно на том же уровне, считают в группе компаний "Кернел". А Валерия Листопад говорит, что ценовая политика предприятий будет строиться, исходя из экспортных цен на масло. Объем экспорта украинского масла в этом сезоне, по некоторым оценкам, может достигнуть 1,5 млн тонн.
Сергей Попков
Инф. utro
e-finance.com.ua