Если бы кто-нибудь в 1970-х серьезно заявил, что Ирландия станет богаче Британии, его бы точно обозвали утопистом. Климат — не согреешься. Современной инфраструктуры не было. Торговые и финансовые потоки шли мимо, в гораздо более благополучную Англию. Сырьем и энергоресурсами Бог эту страну также обделил. Скептики, увидев интенсивное бегство ирландской молодежи в США, посчитали страну безнадежной.
Тем не менее, Ирландия показала миру, что обреченных стран нет. Есть глупые или мудрые полисимейкеры, которые принимают опасные или благоприятные законы. Вступив в ЕС в 1973 году вместе с Великобританией, Ирландия вынуждена была провести глубокую ревизию своей политики. После более 30 лет устойчивого развития результат вызывает восхищение.
Кельтский тигр — так часто называют Ирландию — посрамил любителей решать проблемы экономики за счет государства. Период с конца 1980-х до настоящего времени — это звездный час ирландцев. 17-процентная безработица сменилась ростом занятости. Высокая инфляция стала историей. От дефицита бюджета, на котором десятилетиями настаивали кейнсианцы, решили отказаться. Страна вступила в устойчивый период профицита. Дерегулирование, либерализация, освобождение бизнеса от государства, открытая торговля и свободная конкуренция — Ирландия не изобретала велосипед. Ее политики и чиновники вернули экономическую власть на уровень человека. Они хорошо подготовились к глобализации, воспользовавшись ресурсами американских корпораций, ЕС и его рынком, конкурентной налоговой системой и развитой инфраструктурой, хорошим ом и квалифицированными кадрами.
«Наелись» национализма, богаче не стали
Республика Ирландия — это малая страна на самом западном крае Европы. Она стала независимой от Великобритании в конце 1921 года, но путь к миру шел через гражданскую войну. В то время население страны не превышало 3-х миллионов и постоянно сокращалось. Правительство хотело показать миру свои политическую независимость и экономическую самостоятельность. Период самоутверждения шел через политику сильного торгового протекционизма, запрета на участие иностранного капитала в ведущих секторах промышленности и национализации так называемых командных высот экономики (электроэнергия, кораблестроение). Государство уверенно доминировало в банковском и страховом секторах. Так продолжалось практически до конца 1950-х.
Экономический национализм не сделал Ирландию богатой. Страна стагнировала. Талантливые люди, особенно молодежь, голосовали против такой политики «ногами», предпочитая вкладывать свои деньги, мозги и умения в экономику США. В период с 1951-го по 1961 годы страну покинули более 400 тысяч человек. Большая часть торговли была завязана на Британии. Украина сегодня во многом воспроизводит ирландскую политику 60-летней давности. Место Британии в нашей политике занимает Россия, с которой идет постоянная конкуренция.
Понимание важности экономической свободы приходило медленно. Сначала правительство решило изменить отношение к иностранным инвесторам и к их месту в промышленности. «Наевшись» национализма, ирландцы поняли, что за высоким забором торговых барьеров и на своих технологиях жить можно, но бедно. В 1956 году для стимулирования экспорта было решено освобождать от налога на прибыль выручку, полученную от экспорта продукции, сроком на 15 лет. Был принят план постепенной отмены запретов на иностранное владение активами в промышленности. Они были полностью отменены в 1964 году.
Наконец, правительство поняло, что для малой открытой экономики, коей является Ирландия, жизненно важно иметь дешевый импорт, чтобы получить конкурентоспособный экспорт (это открытие в полной мере относится и к Украине). Оставаясь за пределами Общего европейского рынка, Ирландия подписала соглашение о свободной торговле с Британией в 1965 году. Однако желание чиновников «помочь» национальной экономике было еще велико. В 1950-е был учрежден орган по стимулированию промышленного развития (Industrial Development Authority). Он раздавал дотации и бесплатные кредиты, выступал гарантом по коммерческим кредитам, бесплатно предоставляя производственные помещения. Он давал деньги на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и модернизацию.
Забегая вперед, скажем, что деятельность этой организации принесла гораздо больше вреда экономике страны, нежели пользы. Ирландия, как и Британия, дорогой ценой заплатила за грубую, но модную тогда теоретическую ошибку. Ее авторство принадлежит Дж. Кейнсу и сторонникам development economics: мол, государство может эффективнее управлять собственностью и прогнозировать будущее развитие сотен тысяч бизнесов.
Начало большого пути
Налоговые льготы, языковая среда и инфраструктура манили, в первую очередь, американские компании. К концу 1960-х в Ирландии активно работали 350 иностранных компаний, которые и стали главным локомотивом ирландского экспорта. Но этого было явно мало, чтобы совершить прорыв в новое качество. Несмотря на то, что в 1960-х ВВП рос более чем на 4% в год, серьезные структурные и социальные проблемы оставались. Отток людей продолжался. Количество рабочей силы не увеличивалось. Создание рабочих мест в промышленности и секторе услуг шло параллельно разрушению рабочих мест в сельском хозяйстве. Простых людей, особенно высокопрофессиональных специалистов, совсем не волновал рост ВВП. Они ждали радикальных перемен, полного отхода от провальной политики государственного интервенционизма. Политики, искренне желавшие построить сильную и процветающую Ирландию, услышали глас народа. Начала набирать обороты перестройка по-кельтски.
Вступление в Евросообщество в 1973 году подвигло власти страны на важные структурные и психологические перемены. Националистический изоляционизм уступил место интеграционному прагматизму. Ирландия получила уникальную возможность сократить свою исторически сложившуюся зависимость от британского рынка, стать своеобразным портом для входа американских корпораций на рынок ЕС.
Сразу после вступления в ЕС Ирландия пережила настоящий с/х бум, поскольку фермеры могли свободно поставлять свои товары на европейский континент. С 1972-го по 1978-й реальные доходы фермеров выросли на 40%. Они стали первыми бенефициарами ирландско-европейской интеграции. Цены на землю взметнулись вверх, резко увеличив капитализацию страны.
Нельзя сказать, что процессы 1970-х годов были безоблачными. Инвесторы нервно реагировали на поведение Ирландской республиканской армии (ИРА). В 1975-м боевики этой организации похитили менеджера голландской компании, которая была самым крупным иностранным работодателем страны. Сложные отношения между рабочим коллективом вкупе с другими проблемами вылились в закрытие завода и потерю 1400 рабочих мест. Это был болезненный урок, который заставил правительство понять, что создать хороший деловой климат, не обеспечив безопасность жизни и собственности, невозможно.
Тем не менее, правительство продолжало экспериментировать с различными способами государственного интервенционизма. Пришла очередь мягкой денежной и фискальной политики. В результате начала набирать обороты инфляция. Резко увеличился объем государственных заимствований, сопровождающийся ростом безработицы и количеством забастовок. Ирландские экономисты, находящиеся в плену безответственного кейнсианства, призывали отказаться от обслуживания внешнего долга, т. е. объявить дефолт. Хорошо еще, что фермеры были заняты интенсивной работой на европейском рынке, иначе судьба Ирландии могла бы сложиться совсем иначе.
Политики не решались раз и навсегда отказаться от архаичной интервенционистской политики. При этом они понимали всю важность налоговой конкуренции. Они смогли выторговать у Европейской комиссией очень благоприятные условия по уплате налога на прибыль. ЕС был против налоговых изъятий на прибыль, получаемую от экспортных операций. При этом налог на прибыль по внутренним операциям в Ирландии составлял 50%. В 1978 году был введен налоговый режим, который во многом способствовал становлению ирландского экономического чуда. Налог на прибыль для всех производителей, вне зависимости от рынков сбыта, был установлен на уровне 10% на 20 лет. Для инвесторов, которые уже работали в стране, правительство оставило нулевую ставку налога на прибыль на 25 лет.
Realpolitik под прикрытием популизма
Начало 1980-х не предвещало ничего хорошего. За разнузданную политику госрасходов надо было платить. Среднегодовой дефицит бюджета достигал 12% ВВП. Международные инвесторы начали сомневаться в кредитоспособности Ирландии. Пришло время платить по счетам прошлого и пожинать плоды экономического популизма. Резкое сокращение госрасходов привело к вполне предсказуемому результату — росту безработицы до 17% в 1986 году. Возобновился отток рабочей силы. В 1989 году эмиграция составила 44 тысячи человек. Сокращалась рабочая сила. Ирландия на своем горьком опыте еще раз доказала, что необратимых реформ не бывает. Неровные успехи в промышленности и сельском хозяйстве не стали частью последовательной, системной трансформации. В начале 1980-х в Ирландии не нашлось Маргарет Тэтчер, которая бы инициировала массовую приватизацию и занялась созданием благоприятного делового климата.
Резкой критике был подвержен госорган, который должен был стимулировать промышленное развитие. Как оказалось, помощь шла преимущественно крупным международным ТНК, а не отечественному малому бизнесу. Большинство льгот, выдаваемых за обещания создавать новые рабочие места и привлечение к сотрудничеству ирландские фирмы, были потрачены впустую. После глубокой ревизии деятельности ирландского Госплана, данный орган был лишен возможности предоставлять льготы. Вместо этого он начал работать на маркетинг страны и привлечение компаний в сектор услуг. К 1985 году такие гиганты, как IBM, Lotus и Microsoft, открыли в Ирландии свои научные центры. Радость от этого смешивалась с горечью закрытия офисов таких крупных компаний, как AT&T, Black and Decker и Hyster. Многие компании так и не дождались прихода свободного рынка в Ирландию. Те, кто проявил терпение, выиграл.
В 1978 году к власти пришло новое правительство парламентского меньшинства. К всеобщему удивлению, оно резко сократило госрасходы, упразднило многие дорогие сердцу чиновников государственные органы и структуры. Было отменено обещанное повышение зарплаты чиновникам. Все эти шаги, разумеется, не были частью предвыборной программы нового правительства. Подкупив избирателей обещаниями продолжения проводимой политики, динамичная группа ирландских политиков сделала то, что было жизненно важно для страны. Так Ирландия обрела свою коллективную Тэтчер и Рейгана в одном лице.
Отдельным элементом новой программы правительства стала налоговая амнистия. Власти осознали губительность своей налоговой политики (предельная ставка подоходного налога была 58, а налога на прибыль — 50%). Она толкала людей в серую сферу. В течение 6 месяцев уклоняющиеся от уплаты налогов лица могли без штрафов и пени задекларировать свой доход. В результате в бюджет поступило около $750 млн дополнительных доходов. Власти планировали получить в 17 раз меньше, явно недооценив объем серой экономики.
Очередным важным элементом государственной политики было обсуждение основными структурами (власть, профсоюзы, работодатели и фермеры) «Программы национального возрождения». Власти сумели договориться с основными профсоюзами на предмет динамики повышения зарплаты (чтобы не допустить проедания капитала и не увеличивать издержки бизнеса). В результате резко сократилось число забастовок, улучшился имидж страны. Ирландию начали воспринимать как стабильное и безопасное место для ведения бизнеса. Строгое исполнение бюджета и его сбалансированность также добавили доверия правительству реформаторов.
Правильно использовать ЕС
На момент вступления в Европейский Союз Ирландия была одной из самых бедных стран Европы. Европейская интеграция открыла шлюзы европейской финансовой помощи. Особенно важными были трансферты в 1980-х и начале 1990-х. В 1991 г. они составили 6,2% ВВП, но потом резко сократились — до менее 2% в 1999 г. В 1980-х страна получила чистых трансфертов на сумму около $1,1 млрд и еще более $2,5 млрд — в 1990-х. Ирландия стала страной-реципиентом наибольшего объема европейских денег на душу населения. Около 65% всех трансфертов шло на сельское хозяйство.
Деньги ЕС позволили построить кольцевую дорогу вокруг Дублина, улучшить инфраструктуру аэропортов, реанимировать многие региональные проекты. Однако, по расчетам международных экспертов, в 1999 г. влияние европейских трансфертов на экономический рост Ирландии было «очень низким». Европейские деньги увеличивали ежегодные темпы роста на 0,5-1 процентный пункт, что в сумме за все время интенсивной помощи дало 3-4 п.п. Тем не менее, чиновники ЕС на протяжении, как минимум, 15 лет ведут активную борьбу против ирландской налоговой конкуренции. Мол, если вы получаете от нас деньги, то будьте добры не давать налоговые льготы коммерческим предприятиям. Давление было настолько сильным, что Ирландия решила повысить один из самых низких налогов на прибыль юридических лиц в мире — до 10%. Ее правительство с 2003-го перешло на единую ставку для всех юридический лиц — 12,5%. Евробюрократы, равно как и фискальные органы Германии, Франции или Италии, были в ярости от такого решения. Они ожидали европейского уровня, налога, т. е. 40-45%. Ставка по налогу на капитал также была снижена с 40% до 20% (кроме операций с недвижимостью). При этом снижение предельной ставки подоходного налога было гораздо более скромным — до 42%. По оценке организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), снижение налогов обеспечило одну треть чистого роста денежного дохода ирландцев.
Образование
Ирландии явно пошли на пользу трансферты в систему образования. Оно быстро приблизилось к мировым стандартам. Ирландцы сэкономили на том, что не пытались изобретать колесо, т. е. вводить некие свои, национальные, отличные от европейских стандарты. Особо следует отметить, что ирландцы сконцентрировались не на конвейерной подготовке бухгалтеров или юристов, а на развитии великолепной технической школы, подготовке специалистов для телекоммуникационного сектора (ТКС).
Ирландское экономическое чудо сопровождалось уходом государства из сферы образования. Чиновники перестали указывать менеджерам в сфере высшего образования, кого, по каким программам и за сколько учить. Поддержку ЕС получили региональные технические колледжи. Были построены два новых университета. Их качество, материальная база и ориентация разительно отличаются от того, как развивается рынок образовательных услуг в Украине.
Спрос крупнейших ТНК на инженеров, программистов и электронщиков резко изменил структуру образовательного сектора. В результате к 1993 году в Ирландии доля выпускников-технарей в возрастной группе 25-34 была самой большой среди 25 стран ОЭСР. В средней школе большое внимание было уделено иностранным языкам. Ставилась задача свободного владения двумя иностранными языками. В 1996 году число людей с высшим образованием в возрастной группе 25-34 было 66%, а в группе 55-64 — только 30.
Эксперты отмечают, что система образования не была причиной экономического бума. Она создавала потенциал для его устойчивости. В Ирландии очень часто можно было слышать нарекания на то, что лучшие выпускники не оставались в стране, а уезжали в США. К счастью, правительство не додумалось до обязательного распределения и введения ограничений на выбор занятости. Когда основные факторы быстрого экономического роста были на месте, образованные ирландцы начали сами возвращаться на родину. Их, безусловно, привлекал 10-процентный налог на прибыль, а также создание в Дублине в 1987 г. Международного центра финансовых услуг (IFSC). Компаниям, которые были зарегистрированы в нем, предоставлялись дополнительные налоговые стимулы. Изначально данные льготы планировалось распространять только на фирмы в центре Дублина, но потом территориальные ограничения были практически сняты.
Так образованные, ответственные ирландцы создали экономический феномен. Нам есть чему у них поучиться. По качеству экономической политики мы находимся где-то на уровне 1950-х годов Ирландии. Украинцам никогда не стать ирландцами, да и не надо. Можно быть украинцем и иметь интегрированную в мировую экономику богатую страну. Надо только делать лучшую политику, чем Ирландия сегодня. Надо выучить уроки кельтского тигра, когда он был молодым, полным сил и желания войти в мировую экономическую элиту.
Как развивалась Ирландия в 1961–2000 гг. (% изменения в среднем за год)
Показатель | 1961-1970 | 1971-1980 | 1981-1986 | 1987-1993 | 1994-2000 | 2000 |
Реальный ВВП | 4,2 | 4,7 | 2,1 | 4,8 | 9 | 10,2 |
Занятость | 0 | 0,9 | -1,3 | 1,1 | 5,1 | 4,7 |
Безработица | 4,8 | 6,8 | 13,8 | 15,2 | 9,5 | 4,2 |
Инфляция | 4,8 | 13,6 | 10,8 | 2,9 | 2,5 | 6,5 |
Общая миграция | -165000 | 96000 | -70000 | -94000 | 72400 | 20000 |
Источник: James Burnham, Why Ireland boomed
Производство продукции в час (США = 100)
Страна | ВВП в час | Число отработанных часов на человека | ||
1970 | 2000 | 1970 | 2000 | |
США | 100 | 100 | 100 | 100 |
Ирландия | 39,2 | 97,7 | 116,2 | 90,5 |
Британия | 58,7 | 80,3 | 103,5 | 88 |
ЕС 15 | 64,8 | 90,7 | 101 | 85,6 |
Источник: МВФ
Ирландия: индикаторы развития 2001–2006 гг. (%)
Показатель | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
ВНП | 3,8 | 1,54 | 2,8 | 5,5 | 5,1 | 4,9 |
ВВП | 6 | 6,1 | 3,7 | 4,9 | 5,4 | 5,2 |
Гармонизированный индекс | 4 | 4,7 | 4 | 2,3 | 2,3 | 2,5 |
Безработица | 3,8 | 4,4 | 4,6 | 4,5 | 4,2 | 4 |
Цены на жилье | 4,4 | 13,3 | 13,7 | 8,6 | 6,5 | |
Баланс бюджета % ВВП | 0,9 | -0,4 | 0,2 | 1,3 | -1 | -0,5 |
Госдолг % ВВП | 35,9 | 32,7 | 32,1 | 29,6 | 29,6 | 29,2 |
Текущий счет % ВВП | -0,6 | -1,3 | -1,4 | -0,4 | -1 | -1,2 |
Доходы бюджета | 33,7 | 32,8 | 33,9 | 34,8 | 34,2 | 33,8 |
Расходы бюджета | 34,2 | 34 | 33,3 | 33,2 | 35,2 | 34,2 |
Экспорт (изменение %) | 9,6 | 10,8 | 13 | 14,5 | ||
Импорт (изменение %) | 7,4 | 7,6 | 12 | 13,2 | ||
Доля госбанков в общих активах | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Источник: МВФ, 2005 imf
Ярослав Романчук
Инф. gazetaua
e-finance.com.ua