Одним из самых убедительных доказательств привлекательности экономической политики является число молодых людей, которые уезжают из страны.
В отличие от 1980-х, в начале 1990-х годов (впервые с 1970-х) в Ирландии наблюдался устойчивый приток молодой рабочей силы. В этом смысле она выглядит гораздо привлекательнее ЕС и тем более Украины, из которой бегство «умов» и профессиональных рук не прекращается с 1990-х. Большую часть рабочих мест продолжали создавать иностранные компании и местные фирмы, занимающиеся программным обеспечением. В отличие от Ирландии, ставшей одной из самых богатых стран Европы, бедная Украина продолжает блокировать иностранные деньги и технологии. Политики и чиновники страны не хотят, чтобы украинцы стали богатыми.
Привлекательная страна
Анализ государственного агентства Forfas показал, что 70% новых рабочих мест в 1990-х гг. были созданы иностранным капиталом. При этом 51% всех новых рабочих мест пришлось на сектор международных финансовых услуг. К 2000 г. 52% рабочей силы было занято в компаниях с иностранным капиталом. Поведение ирландских властей весьма ответственно. Они не стали принимать государственные программы занятости, не ограждали старые предприятия от конкуренции, а максимально открылись миру. Мир их понял, принял и доверил десятки миллиардов долларов прямых и портфельных инвестиций.
Источники ирландского экономического бума можно разделить на три категории. К первой группе относятся внутренние факторы, которые правительство унаследовало от своих предшественников и на которые оно не имело влияния. Из них самым важным на сегодняшний день является демография. Очень высокая рождаемость превратила Ирландию в одну из самых молодых стран мира. Молодые люди оказались в нужном месте и в нужном количестве, когда экономический бум начал формировать быстро растущий спрос на рабочую силу. В начале 1990-х негативный фактор «утечки мозгов», наблюдавшийся в течение предыдущих 20 лет, неожиданно сыграл положительную роль. Многие молодые ирландцы, получившие хорошие знания за океаном и имеющие деньги, вернулись в Ирландию. Отметим, что Ирландия стала привлекательной не только для ирландской диаспоры, но и для молодежи из других стран ЕС. 20% всех иммигрантов поставляют именно страны ЕС (исключая Британию).
Второй внутренний фактор экономического роста — относительная открытость для иностранного капитала, особенно для американских денег, технологий и «мозгов». Ирландия ставила гораздо меньше препятствий для прихода иностранных компаний, нежели большинство европейских стран. Еще в 1958 году она либерализировала закон о контроле над производителями. Эта открытость была усилена легкостью языковой интеграции, а также стандартной англосаксонской правовой системой общего права. Эти условия обеспечили комфортную работу, отдых и развитие для финансов и людей из-за рубежа.
Реформу начинай с себя
Вторая группа факторов — это конкретные меры экономической политики. Среди них решающими были четыре структурные инициативы: 1) решение на самой ранней стадии реформ ввести низкую ставку налога на прибыль и распространить ее на иностранные компании; 2) решение снизить эффективные ставки подоходного налога на физических лиц; 3) учреждение систем региональных технических колледжей и выбор программы обучения высококлассных специалистов — «технарей», т. е. физиков, а не лириков; 4) реструктуризация телекоммуникационного сектора в 1980-х. Все эти меры создали предпосылки для экономического бума 1990-х. Пятым важным элементом стала кардинальная ревизия государственных финансов в 1987 году. Правительства ответственных политиков показали, что им можно доверять. В результате в страну пошли денежные потоки, технологии, люди. Они своими глазами увидели, что Ирландия не собирается становиться «банановой республикой». Ее чиновники с почтением относятся к каждому человеку, который создает добавленную стоимость.
Среди факторов, которые обеспечили создание кельтского тигра, некоторые эксперты называют вступление в ЕС. Другие говорят, что влияние Евросоюза было далеко не таким решающим, как внутренняя политика страны. Так или иначе, европейские деньги, конечно, помогли в реализации многих проектов, но, не создай ирландские элиты внутренних фундаментов роста, ресурсы ЕС могли бы быть бездарно растранжирены, как это было, к примеру, в Греции.
Таким образом, ирландское экономическое чудо — это не результат мудрого руководства правительства, а следствие его осознания преимуществ свободного рынка. Это результат не ручного управления экономикой, а следствие высвобождения мощных рыночных механизмов генерации богатства.
Понять мир и приспособиться к нему
Наконец, третьей группой факторов, повлиявших на создание ирландского чуда, являются внешние факторы. Главным из них известный экономист Джеймс Бурнэм (Burnham) называет смерть расстояния (death of distance), которая началась в конце 1980-х. Современные технологии и интенсивная конкуренция на мировом рынке привели к ликвидации расстояния как значимого фактора производственных затрат. Это относится к генерации и передаче данных, музыки, голоса, рисунков и т.д. Цифровая революция и новые транспортные технологии сделали Ирландию близким соседом для богатых мира сего. Она была очень хорошо подготовлена к технологическому прорыву в новых условиях экономического обмена. Ирландцы вовремя поняли важность телекоммуникационного сектора и провели его глубокую модернизацию.
Гостеприимство по отношению к иностранцам также стало важным фактором, который помог тысячам инвесторов выбрать Ирландию в качестве места для работы и развития. Формирование специализированных кластеров усилило мотивацию инвесторов. Ирландцы умело воспользовались бумом американской экономики, создавая возможности для взаимовыгодных партнерств. С другой стороны, высокие налоги в континентальной Европе также выставляли Ирландию в выгодном свете. Наконец, в Ирландии не было еще одного барьера — языкового. Это также важный культурологический фактор, убедивший инвесторов вкладывать деньги именно сюда. Остатки скепсиса и осторожности умело снимались после нескольких бокалов прекрасного «Гиннеса».
Справка
Ирландия стала независимой (от Великобритании) 6 декабря 1921 г.
Население — 4 млн. Возрастная структура: 0-14 лет — 20,9%, 15-64 лет — 67,6%, старше 65 лет -11,6%. Средний возраст — 34 года. Продолжительность жизни — 77,7 (мужчины — 75,1, женщины — 80,5). Религия: 88,4% — католики, церковь Ирландии — 3,1%. Среднегодовые темпы роста в период 1994-2004 гг. — 7%. Доля промышленности в ВВП — 46%, сельского хозяйства — 5, услуг — 49%. Промышленность дает 80% всего экспорта и 29% рабочих мест. По доходу на душу населения Ирландия — вторая страна в ЕС-25 после Люксембурга.
ВВП по ппс в 2005 г. — $136,9 млрд. ВВП на душу населения по ппс — $34,100, ВВП по текущему обменному курсу — $189,1 млрд. (в 2005 г.).
Структура ВВП: сельское хозяйство — 5%, промышленность — 46, услуги — 49%. Рабочая сила — 2 млн. Посекторная занятость: сельское хозяйство — 8%, промышленность — 29, услуги — 63%. Безработица в 2005 г. — 4,2%.
Валовые инвестиции в основной капитал — 25,6% ВВП. Внешний долг (на 30.06.2005 г.) — $1 трлн.
Доходы бюджета: $70,46 млрд, расходы бюджета: $ 69,4 млрд. Госдолг — 27,5% ВВП. Основные с/х продукты: репа, ячмень, картофель, сахарная свекла, пшеница, говядина, молочные продукты.
Основные промышленные товары: сталь, свинец, серебро, алюминий, пищевые продукты, о, текстиль, одежда, химические товары, фармацевтика, ж/д вагоны, стекло. Объем экспорта в 2005 г. — $102 млрд. Партнеры по экспорту: США (19,6%), Британия (17,8), Бельгия — (14,6), Германия (7,7), Франция (6), Голландия (4,6), Италия (4,5%). Импорт — $65,47 млрд. Партнеры по импорту: Британия — 35,9%, США — 13,7, Германия — 8,9, Голландия — 4,3, Франция — 4,3%.
Количество сотовых телефонов — 3,8 млн. Количество интернет-хостов — 239 тысяч. Число интернет-пользователей — 2 млн. Количество аэропортов — 36. Число морских портов — 5.
Мечислав Лощина
Инф. gazetaua
e-finance.com.ua