• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Два рыночных локомотива
    2006-06-07 12:30:00

    Ирландские чиновники подтвердили непреложную экономическую аксиому. Планировать структуру экономики из кабинетов правительства, а не из офисов частных компаний — затратно и опасно.

    Опыт развития телекоммуникационного сектора и авиации доказывает, что без Госплана и бюджетных инвестиций страна быстрее производит дешевые и качественные услуги. В одной из песен популярного российского музыканта Андрея Макаревича звучит вопрос: «Наша жизнь — это поезд или перрон?» Ирландия на своем примере доказывает, что мы сами ведем наш поезд, что статичным, безвольным перроном нас делают лень, отсутствие воли или агрессивная бюрократия.

    Последовательные реформы ТКС
    В 1980 году телекоммуникационная инфраструктура Ирландии была, пожалуй, наихудшей в Западной Европе. Ее управлением занимался департамент правительства со всеми вытекающими отсюда последствиями: много хорошо зарабатывающих начальников, низкое качество услуг и самые высокие цены как на внутренние, так и на международные звонки. Установка телефонов даже для местных органов власти занимала около года, а домашним хозяйствам приходилось стоять в очереди еще дольше. Потребители были обязаны делать предоплату за год телефонных разговоров по фиксированной государством цене. Не удивительно, что подобный уровень связи стал кошмаром для иностранных инвесторов.

    При таком качестве телекоммуникаций мечтать об инвестиционном буме было чистой утопией. Можно было последовать примеру Финляндии, которая полностью либерализировала телекоммуникационный рынок и отдала его частному бизнесу. В результате получила самый конкурентный сектор в мире. В начале Ирландия поступила с точностью до наоборот. В 1979 году была принята программа щедрых госинвестиций на создание «самой современной телекоммуникационной системы». Этот проект напоминает потуги украинских властей на бюджетные деньги создать целый ряд локомотивов отечественной экономики.

    Однако действия ирландцев были более последовательными. В 1980 году ответственность за развитие телекоммуникационного сектора (ТКС) была снята с почтового департамента правительства и передана независимой структуре An Bord Telecom. В 1984-м она была преобразована в госпредприятие на полном хозрасчете под названием Telecom Eireann. Во главе госпредприятия стал один из самых известных в стране бизнесменов Майкл Смэрфит. Он быстро установил партнерские отношения с главой представительства IBM в Ирландии, назначив генеральным директорам компании одного из ведущих менеджеров американской корпорации. Был принят амбициозный план по выходу на новое качество услуг, сокращению долгов и превращению ТКС в прибыльный проект. Одновременно новые менеджеры должны были решать социальные проблемы 18 тысяч наемных рабочих. Ведь после установления нового оборудования сокращения традиционных рабочих мест было неизбежным.

    В отличие от других стран, которые практиковали перекрестное субсидирование внутренних звонков за счет завышенных тарифов на международные звонки, ирландцы предложили прямо противоположное решение — установить низкие тарифы на международные звонки. К 1987 году Telecom Eireann перевел ТКС на цифровые переключатели сигналов. Начался этап стремительной прокладки волоконно-оптических кабелей. К концу 1980-х ТКС стал не препятствием, а приманкой для иностранных инвесторов. В период 1985-1991 гг. Ирландия снизила цены на международные звонки на 28%, в то время как другие страны ОЭСР — лишь на 3%. Аренда линий для бизнеса в ТКС в Ирландии была наину дешевле, чем в Европе. Одна из важнейших инфраструктурных основ для ирландского экономического бума была создана.

    Начало глубокой реформы ТКС не было результатом некой идеологической революции, тем более расчетов чиновников. Правительство вынуждено было решать эту проблему, потому что хотело создать условия для высокого экономического роста. Ирландские политики вовремя покинули клетку старых предрассудков (по типу «только государство может обеспечить людей устойчивой связью»), прислушались к советам международных экспертов и бизнеса и... оставили ТКС в покое. Таким образом, он стал локомотивом роста.

    Пионеры авиации
    Будучи островной страной, Ирландия остро нуждалась в надежных поставщиках авиационных услуг. Сначала она работала с государственной монополией Aer Lingus, доминировавшей на рынке авиаперевозок в Англию и Европу. В 1984 году правительство даже предложило принять закон, который запрещал бы частным компаниям снижать цены на авиауслуги. К счастью для Ирландии, горячие споры по поводу будущего авиабизнеса закончились полным поражением госмонополии и ее сторонников. В 1985 году правительство полностью либерализировало рынок авиаперевозок между Британией и Ирландией, оставив на усмотрение рынка цены и частоту полетов.

    Агрессивным лоббистом в пользу свободного рынка в этом секторе стала компания Ryanair. Свой выход на рынок она ознаменовала сокращением цены на самый популярный маршрут «Дублин — Лондон» сразу на 54%. При раннем бронировании скидки составляли до 75%. В результате пассажирооборот по данному маршруту в период с 1985-го по 1987 гг. вырос на 65%. Для сравнения: рост в 1980-1985 годах составил только 3%. Появление такого мощного транспортного конкурента обвалило цены на водные перевозки на 40% в реальном исчислении в 1987-1995 гг.

    Либерализация транспортного рынка дала великолепные результаты. По оценке правительства Ирландии, в 1987-1993 гг. дерегулирование привело к 60-процентному росту числа туристов. В результате бурного развития турсектора страна дополнительно заработала 560 млн и создала 25 тысяч рабочих мест. Простые люди и бизнесмены почувствовали прелесть дешевого туризма. Бюджет получил нового стабильного налогоплательщика.

    Однако госмонополия Aer Lingus не сдавалась, не впуская никого в трансатлантические перевозки и вынуждая иностранные компании обязательно приземляться в аэропорту Шэннон — с целью поддержки развития данного региона. Многолетняя борьба вылилась в дальнейшую либерализацию рынка авиаперевозок и превращения частной компании Ryanair в мощного авиаперевозчика, который доставлял пассажиров из Дублина в Лондон за $15. На фоне обанкротившихся итальянской «Алиталии», швейцарского и испанского национальных перевозчиков успех Ryanair убедительно показывает социальные и экономические преимущества частной авиации.

    В историю уходят многие мифы из области экономической теории и политики. Один из самых вредных и опасных — миф о так называемых естественных монополиях — упорно цепляется за мозги полисимейкеров. Развитие телекоммуникации и авиабизнеса убедительно доказали, что в этих, как и во всех остальных секторах экономики, государству нечего делать. С поставками услуг гораздо лучше справляется частный сектор. Украина должна полностью приватизировать авиацию и телекоммуникации. Только такая политика, как убеждает опыт Ирландии, откроет обыкновенным украинцам доступ к дешевым путешествиям по всему миру, позволит даже в самой отдаленной деревне общаться по e-mail и пользоваться интернетом.

    Ярослав Романчук

    Инф. gazetaua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.