Проблема с убыточностью моторных видов страхования в Украине остается по-прежнему очень острой. Повышение стоимости страхования ОСАГО на 30% не помогло ее решить. Все новые страховщики медленно, но верно пополняют список потенциальных банкротов. Объем невыплаты клиентам по автогражданке приближается к трехстам миллионов гривен, а МТСБУ пока даже не озвучило пути решения данной проблемы.
Нужно сказать, что сегодняшние проблемы берут свое начало с тех времен, когда страховщики сообразили, что за счет страхования гражданской ответственности можно постоянно получать доходы – страхование ведь обязательное. Да и продавать легко: можно через агентов на обочине дороги или через интернет – разместить калькулятор ОСАГО, с которым клиент все быстро рассчитает и сам приобретет.
Тогда не задумывались, что придет время платить. И вот, начиная с 2013 года первые «ласточки» процесса лишения лицензий «Лафорт» и «Добробут», которые демпинговали на полисах ОСАГО, покинули ряды членов МТСБУ. За ними потянулся целый шлейф «лишенцев». В Украинской федерации страхования считают, что треть компаний продающих ОСАГО в недалеком будущем могут обанкротиться. Кроме того, долги тех, кто уже разорился, находятся в Брокбизнесбанке – тоже банкроте.
А тем временем, за первые шесть месяцев текущего года отмечается уменьшение объема реализации полисов автогражданки при увеличении количества выплат по этому виду. Все это приводит к печальному итогу: у тех страховщиков, которые еще остались в этом сегменте, растут убытки и, как следствие, ОСАГО вновь подорожает.
Спасение утопающих...
А как же пострадавшие клиенты? Возмещать ущерб за банкротов должно МТСБУ, для этого у него есть фонды. Но в этих фондах должны быть деньги и для такого возмещения страховщик по суду должен быть признан банкротом.
За шесть последних лет МТСБУ возместило всего два миллиона гривен, хотя эта сумма могла быть в десятки раз больше. Существует проект изменений в закон об ОСАГО, с которыми можно будет не дожидаться окончания процедуры банкротства, а передавать дела в МТСБУ в случае затягивания выплат более чем на 90 дней. Но документ пока не принят. Это уже отражается на тарифной политике добросовестных страховщиков и поэтому ожидается новое подорожание ОСАГО. Благодаря калькулятору ОСАГО, любой страхователь быстро рассчитает стоимость полиса, оценивая свои расходы.
Дело рук самих утопающих
Реакция потребителей страхового продукта на сегодняшние проблемы вполне естественна. Большинство автовладельцев относятся к полису ОСАГО, как к бумажке для ГАИ, а не способу защититься на случай ДТП по вине третьего лица. Да и расчеты стоимости КАСКО в Украине красноречиво показывают, что нет предела росту цен. Клиенты многих компаний в текущем году вынуждены были доплачивать за уже действующие полисы КАСКО в связи с девальвацией гривны. Страховщики увеличивают стоимость страхования КАСКО, тем более что по добровольному виду страхования запретить им это никто не может.
Клиенты же в свою очередь все реже тратятся на полис, ну разве что, банк потребует. И получается, что производя расчет КАСКО в Украине, клиент стремится платить меньше (или вовсе не платить), а страховщик соглашается на заключение договора на любых условиях, рассчитывая в дальнейшем не решать проблемы страхователя.
e-finance.com.ua