На днях комиссар Еврокомиссии по вопросам торговли Питер Мендельсон выдвинул идею провести в рамках ВТО раунд переговоров по торговле энергоносителями. Речь идет о том, чтобы распространить на эту сферу общие правила ВТО, действующие в отношении любой другой продукции, включая как собственно торговые операции, так и транзит. Ясно, что инициатива Мендельсона направлена на обеспечение интересов стран-потребителей энергоресурсов. Производителей, которые, естественно, будут возражать, еврокомиссар надеется задобрить некими новыми гарантиями безопасности их экспорта, в частности - путем расширения доступа к энергоактивам стран-потребителей. В этой связи Мендельсон упомянул и о возможностях для "Газпрома" по приобретению газораспределительных сетей в Европе. Однако ничего мало-мальски конкретного на этот счет не предложил. Между тем "свобода инвестиций" в энергетическом секторе подразумевает, в первую очередь, снятие ограничений для иностранных инвесторов на разработку месторождений и строительство трубопроводов, что опять-таки на руку потребителям.
Главное, что волнует Еврокомиссию, – это свободный доступ к транзиту энергоресурсов. Комментируя инициативу Мендельсона, западные наблюдатели прямо говорят, что ее реализация "разрушит монополию России на свои трубопроводы". Именно по данной проблеме Брюссель и Москва уже не первый год ломают копья. ЕС пытается добиться от России ратификации Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) и подписания Транзитного протокола к нему, а Россия отчаянно упирается.
Договор этот составлен европейцами, что называется, "под себя" и выгоден, главным образом, потребителям энергетического сырья. В ДЭХ также декларируется "недискриминационный доступ к транзиту энергетических продуктов", включая беспрепятственное использование транспортных мощностей (например, магистральных газопроводов) компаниями-нерезидентами, что прямо ущемляет интересы России. Заключают, скажем, какие-нибудь немцы или те же украинцы контракт на поставку газа из Туркмении, а "Газпром" просто обязан пустить этот газ в свои трубы, причем по внутрироссийским тарифам на прокачку.
Впрочем, многие положения ДЭХ носят слишком общий характер или допускают двоякое толкование. Убрать все неясности должен был Транзитный протокол к ДЭХ, первый вариант которого был разработан в рамках ЕС и тоже, разумеется, исключительно в собственных интересах. Однако, в отличие от самого Договора, который Россия сдуру подписала (но, слава богу, вовремя опомнилась и не стала ратифицировать), Протокол в его "европейском" виде был отвергнут Москвой сразу и решительно. Начались затяжные переговоры по выработке компромиссного варианта данного документа, однако по ряду ключевых пунктов согласие так и не достигнуто.
Европейцы очень надеялись, что им удастся уломать Россию пойти на уступки в связи ее председательством в 2006 г. в "большой восьмерке". Дескать, вы же сами выбрали лейтмотивом своего председательства "энергетическую безопасность", вам и флаг в руки. Как было бы правильно и хорошо, убеждали россиян еврочиновники, если бы к саммиту G8 в Санкт-Петербурге Россия таки ратифицировала Договор к Энергетической хартии и подписала Транзитный протокол. Но Россия в очередной раз разочаровала своих партнеров: уж слишком большие риски для стран-поставщиков энергетических товаров кроются в этих документах.
Теперь Питер Мендельсон фактически предлагает превратить положения ДЭХ и Транзитного протокола в универсальные правила ВТО, обязательные для всех стран-членов организации. Тем самым все те споры, которые сегодня ведутся между ЕС и Россией, переводятся на глобальный уровень, где заодно с европейцами выступят не только США и Япония, но также Китай, Индия и другие крупные потребители энергоресурсов. Противостоять такому давлению будет неимоверно тяжело – если, конечно, мы в ВТО все-таки вступим, что, судя по вчерашнему заявлению президента, не столь очевидно. Ну, а если до начала "энергетического раунда" этого не произойдет, то тогда, очевидно, не произойдет уже никогда.
Утешает, правда, что пока указанная угроза носит, скорее, гипотетический характер. Сам Мендельсон признает, что реализовать его предложение будет нелегко, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Свою инициативу он обосновал тем, что такой глобальный форум, как ВТО, лучше всего подходит для осуществления "структурных изменений" в жизненно важных для экономик стран-членов областях. Однако, как с сожалением констатировал еврокомиссар, "трудность в том, что те, у кого есть нефть и газ, считают их не только товаром, но и вопросом национальной безопасности". И дело не только в том, что счастливые обладатели нефти и газа встретят попытки ущемить их интересы в штыки, но и в том, что отстаивать свои права они смогут в полном соответствии с духом и буквой ВТО. Ведь по тем товарам, торговля которыми может затрагивать вопросы национальной безопасности, нормы организации как раз допускают исключения.
К тому же, прежде чем в рамках ВТО начинать новый раунд торговых переговоров, нужно закончить предыдущий. А по общему мнению и политиков, и экспертов, нынешний Дохийский раунд, посвященный в основном торговле сельскохозяйственной продукцией, откровенно зашел в тупик. И как из этого тупика выруливать, пока не ясно.
Тем не менее уповать на то, что все связанное с идеей "энергетического раунда" ВТО как-нибудь само рассосется, было бы недальновидно. К положительным качествам еврочиновников относятся упрямство и занудство. Отступив сегодня, они возвращаются к той же проблеме завтра, хотя их визави кажется, что обо всем уже договорились. Так, пойдя на уступки при подписании двустороннего протокола по условиям присоединения РФ в ВТО, в частности, согласившись на постепенный и ограниченный характер подтягивания внутрироссийских цен на энергоносители к мировым, ЕС вновь и вновь поднимает данный вопрос на разного рода переговорах, в том числе на заседаниях рабочей группы по вступлению России в ВТО в Женеве (та же самая история и с проблемой сборов за транссибирские авиаперелеты).
Европейцы вполне могут все же добиться проведения "энергетического раунда" ВТО. В любом случае, они будут гнуть и гнуть свое по принципу "капля камень точит". И вопрос в том, хватит ли России такого же занудства, когда уже легче уступить, чем объяснить, что не хочешь.
Иван Полянский
Инф. utro
e-finance.com.ua