Что сегодня представляет собой «Укртелеком» с точки зрения потенциального инвестора? Доходы компании резко падают, долги растут, рыночная доля стремительно уменьшается, внедрение передовых технологий происходит медленными темпами, деятельность руководящих органов заблокирована судебными решениями. Любой инвестор в здравом уме и при трезвой памяти десять раз взвесит, а стоит ли вкладывать деньги в такой бизнес или же покупать ценные бумаги такой компании. Даже несмотря на то, что ресурсы госоператора остаются значительными. Новому правительству, кажется, до компании дела нет. Причем не только на уровне пересмотра ее финансовых планов или смены менеджмента. Как не было, так и нет государственной политической воли в отношении будущего одного из самых крупных активов страны. А значит, сохраняется благоприятная ситуация для теневой приватизации.
О возможном пересмотре финансового плана «Укртелекома» «ЗН» писало сразу же после его утверждения Кабмином и собранием акционеров (№602 от 17 июня). Прогноз этот строился на двух наблюдениях. Во-первых, правительство, утверждавшее финплан, могло вскоре смениться, а новое, как предполагалось, должно было обладать собственным видением вопроса. Во-вторых, ранее финансовые планы компании не раз корректировались, а то и просто не выполнялись, причем абсолютно безнаказанно для менеджмента. После опубликования «Укртелекомом» финансовых результатов за первую ину текущего года стало ясно, что эта тенденция сохранилась.
Оператор-бессребреник
Итак, за первое полугодие 2006-го «Укртелеком» заработал 3,8 млрд. грн., что всего на полпроцента больше, чем за аналогичный период минувшего года. Это при том, что средние годовые темпы роста доходов у мобильных операторов достигают 30—50%. А чистая прибыль госоператора за этот период составила 62 млн. грн.
Напомним, что финансовый план компании, утвержденный 7 июня с.г. распоряжением Кабмина №317-р, предусматривал получение в 2006 году прибыли в 466 млн. грн. и дохода в 8,3 млрд. грн. Таким образом, чтобы выполнить задачу, во втором полугодии «Укртелеком» должен заработать 4,5 млрд. грн., из которых более 400 млн. показать в виде прибыли.
Эксперты сходятся во мнении, что это маловероятно. Действительно, из-за растущей конкуренции и действующих регуляторных механизмов падают поступления от тех видов деятельности «Укртелекома», удельный вес которых в общем доходе компании наибольший. На 11,5% снизились доходы от междугородной телефонной связи (без учета звонков на сети мобильных операторов). Тогда как в прошлом году доля «межгорода» в доходе компании составляла 51,8 %. Уменьшились доходы от услуг международной связи. Наибольший рост демонстрируют доходы от IP-телефонии и доступа в Интернет — 34% (237 млн. грн. за полгода), однако на эти услуги сегодня приходится лишь 6,5% в общих доходах…
В самой компании эту ситуацию объяснили перетоком трафика в сети мобильных операторов. По словам ее представителей, мобильные операторы и «Укртелеком» работают в «неравных условиях тарифного регулирования»: операторы мобильной связи определяют цены на свои услуги самостоятельно, а тарифы на проводную связь устанавливает государство.
Однако тарифы на местную и междугородную связь у мобильных операторов одинаковы, в то время как «укртелекомовские» регулируемые тарифы подразумевают, что местные звонки дешевле. К тому же гостарифы на «межгород» во многих случаях привлекательнее мобильных. А когда «Укртелеком» войдет в конкурентную среду на этих рынках, тарифы на многие из прибыльных услуг придется понижать, чтобы быть привлекательным на фоне «частников». Доходность компании это не повысит.
Еще в апреле Хозяйственный суд Киева исключил «Укртелеком» из числа монополистов на рынке междугородной и международной связи. Потому что осенью минувшего года Антимонопольный комитет отказался сделать это по заявлению компании.
По данным АМКУ, еще в мае там решили не оспаривать это решение суда, и оно вступило в законную силу. Сам комитет никаких специальных решений по этому поводу не принимал, однако в имеющемся на сайте ведомства «Перечне субъектов хозяйствования, занимающих монопольное положение на общегосударственном рынке» «Укртелеком» значится монополистом только в сегментах местной телефонной связи и пользования некоммутируемыми каналами связи. Однако сам «Укртелеком» объявил о смене своего монопольного статуса почему-то только в конце августа, уже после обнародования провальных финансовых результатов.
В активе «Укртелекома» — вступающее в силу с 1 ноября с.г. повышение тарифов на местную связь, что, согласно планам компании, должно сделать услугу более рентабельной. Недавнее увеличение тарифов, состоявшееся 1 июля, было небольшим: минута местного звонка подорожала в среднем на 10%, абонплата — на 50%. Учитывая, что местная связь в минувшем году принесла компании только 23% доходов, прибавка к общим поступлениям будет не очень большой. Тарифы на «межгород», приносящий ину дохода, компания, наоборот, планирует снижать на 15%, как и тарифы на звонки на мобильные сети. Незначительно увеличивается лишь тариф на внутриобластные междугородные звонки. В общем, получить в этих условиях 400-миллионную прибыль может оказаться весьма затруднительно.
Наполеоновские планы
Кроме повышения тарифов на местную связь, «Укртелеком» декларировал намерения увеличить свою доходность за счет развития принципиально новых услуг — мобильной связи и кабельного телевидения по технологии IPTV. Однако в 2006-м этим планам сбыться не суждено. А поскольку с каждым годом конкуренция на этих рынках усиливается, то в будущем финансовая отдача от внедрения новых услуг будет меньше ожидаемой.
Напомним, что выдача госоператору эксклюзивной (по крайней мере, на некоторый период времени) лицензии на мобильную связь третьего поколения в стандарте UMTS де-факто стала в прошлом году одним из условий перечисления в госбюджет небывалых дивидендов в размере 700 млн. грн. Лицензия была выдана Национальной комиссией регулирования связи в начале декабря 2005 года без конкурса, по смехотворной по европейским меркам цене в 30 млн. долл. Зато с большим скандалом.
По заявлениям руководства «Укртелекома» в начале нынешнего года, уже в июне предполагалось запустить сеть в Киеве, а к декабрю — в городах-миллионниках. В декабре должна была начаться коммерческая эксплуатация сети. Планировалось, что в течение 2007—2008 годов сеть будет построена и введена в эксплуатацию в других регионах Украины, а в 2009—2010 годах она охватит территорию, на которой проживает более 70% населения страны. «Укртелеком» рассчитывал набрать 700 тыс. абонентов в первый год работы, а к 2010-му занять 29% рынка мобильной связи страны.
О том, что развертывание сети в стандарте UMTS дороже, чем даже в GSM, не говоря уж о CDMA, «ЗН» уже не раз писало. В таких условиях мобильный проект «Укртелекома», возможно, принес бы компании дополнительные доходы, но прибыльным стал бы очень не скоро.
Однако время внесло в планы компании свои коррективы. Начало строительства сети «Укртелекома» перенесено на первую ину 2007 года. Причина? Госкомпания не может начать тендер на поставку оборудования и услуг, поскольку подпадает под действие вступивших в начале года в силу поправок к законодательству о госзакупках. Ранее оно распространялось только на закупки за бюджетные средства, а теперь — и на закупки компаний с государственной долей собственности. Сегодня «Укртелеком» заявляет, что ждет разъяснений спорных моментов тендерного законодательства. А значит, доходов от мобильной связи в стандарте UMTS в этом году компании не видать.
Зато к концу года должна начаться коммерческая эксплуатация CDMA-сети «Телесистем Украины», которые также планируют предоставлять услуги связи третьего поколения. Конкурентная среда для «Укртелекома» (как, впрочем, и для остальных мобильных операторов) еще больше усложнится, потенциальная рыночная доля сократится, а доходы будут меньше ожидаемых. Насколько необходим в этих условиях компании дорогостоящий UMTS-проект — вопрос. Разве что для престижа…
А тут еще НКРС внезапно заявила о том, что может отозвать лицезнию на UMTS, если к 1 декабря компания не предоставит отчет о развертывании сети. Ведь, согласно условиям, на освоение диапазона ей отведен именно годичный срок.
Заявление было неофициальным, СМИ лишь процитировали мнение «источника в комиссии». С одной стороны, время до 1 декабря у «Укртелекома» еще есть, тем более, что тестовую сеть компания продемонстрировала на международном 3G-форуме в июле. С другой стороны, есть прецеденты, когда НКРС (а до нее — Госкомсвязи) не отбирала лицензии у компаний, годами не осваивавших выданные им диапазоны, однако исправно оплачивавших их. Примеры — «УРС», дождавшаяся своего «Билайна», и те же «Телесистемы».
Наблюдатели отмечают, что, отобрав лицензию у «Укртелекома», госрегулятор расчищает дорогу «Телесистемам Украины», которые де-факто станут первым 3G-оператором в Украине. Ведь слухи о контактах, по крайней мере, двух ов НКРС с нынешними хозяевами «Телесистем» ходили давно. Но «Укртелеком» является миноритарным акционером «Телесистем» (около 2% акций) и в случае эскалации конфликта может в судебном порядке заблокировать деятельность конкурента. Впрочем, скорее всего, до этого дело не дойдет: все вышеупомянутые силы славятся своим умением договариваться.
Куда вероятнее и логичнее с точки зрения бизнес-потенциала выглядит покупка «Укртелекомом» «Телесистем» после их раскрутки. Госоператор таким образом смог бы решить множество своих проблем. О том, что, возможно, «приватовцы» инвестируют в «Телесистемы» с целью их будущей продажи, тоже не раз упоминалось в экспертных оценках.
А вот с телевидением в IP-сетях произошла вообще забавная история. Стоило представителям «Укртелекома» заикнуться об использовании технологии IPTV, как объявился медиа-холдинг «Айпитиви-Продакшн», президент которого сделал заявление о том, что его компания обладает приоритетным правом на регистрацию брэнда IPTV и подаст на «Укртелеком» в суд, если тот будет его использовать. Правда, потом выяснилось, что регистрация брэнда самим медиа-холдингом еще не завершена, да и в «Укртелекоме» говорили не о брэнде, а о названии технологии. Поэтому произошедшее можно считать пиаром «Айпитиви-Продакшн».
Саму технологию IPTV «Укртелеком» не развивает по более прозаической причине: количество пользователей широкополосного ADSL- доступа, с помощью которого и осуществляется IP-трансляция телесигнала, составляет сегодня несколько десятков тысяч (к концу года планировалось 100 тыс.), и в таких условиях услуга не будет рентабельной. Так что этот источник дохода также не исправит тяжелое финансовое положение компании.
В то же время конкуренция на рынке цифрового телевидения также растет: если раньше «Укртелекому» пришлось бы отбивать клиентов только у «Воли-Кабель», то сегодня стартуют проекты эфирного цифрового телевидения с аналогичным объемом услуг. Потенциально услуги IPTV с меньшими затратами смогут предоставлять и WiMAX-операторы, которых в ближайшее время на рынке появится много. Все это тоже скажется на потенциальной рыночной доле «Укртелекома» на этом перспективном рынке.
Последний довод королей
Однако вернемся к необходимости заработать 400 млн. грн. за полгода. У менеджмента госоператора остается единственное, но верное средство «показать» запланированный результат. «Укртелеком» пока не является публичной компанией, и его финансовая отчетность — результат закрытых от внешнего аудита внутренних процессов. Поэтому вполне может повториться ситуация прошлого года, когда перед каким-то важным событием в жизни компании, например, перед собранием акционеров, окажется, что рентабельность ее резко выросла и финансовый план перевыполнен…
Пока же падение финансовых показателей «Укртелекома» очень напоминает у на понижение. Такая а выгодна прежде всего потенциальным покупателям компании. И раз она началась, жди скорой сделки. Правда, началась она еще в прошлом году падением прибыли с 924 млн. грн. по результатам 2004-го до 519 млн. грн. — по результатам 2005-го.
Еще один важный момент. 4 августа с.г. Краснозаводский районный суд Харькова признал недействительными решения собрания акционеров от 26 апреля. Иск с такими требованиями, напомним, еще перед собранием подал акционер—физическое лицо, поскольку доверенное лицо, которое должно было представлять интересы оного акционера на собрании, отказалось делать это в полном объеме. Суд также констатировал процедурные нарушения при подготовке и проведении собрания.
Собственно, проведение собрания было запрещено определением суда от 17 апреля, и эта информация активно обсуждалась в кулуарах в день его проведения. Теперь де-юре у «Укртелекома» старый наблюдательный совет, да и финплан, утвержденный Кабмином, считается не утвержденным собранием… А значит, у компании есть еще один повод его не выполнять.
Большинство наблюдателей расценивают данные судебные решения как еще один элемент ы на понижение и свидетельство приближения приватизации «Укртелекома». Стоит ли говорить, что в таких условиях покупателем может выступить только кто-то «свой», не побоявшийся подобной нестабильности.
А тут еще на пост заместителя министра транспорта и связи Украины — куратора отрасли связи реинкарнирован Леонид Нетудыхата, к слову, первый руководитель ОАО «Укртелеком». Кстати, назначение Нетудыхаты было отнюдь не безболезненным: между представлением нового замминистра и публикацией соответствующего распоряжения Кабмина прошла ровно неделя. В течение которой велась мощная подковерная борьба за сохранение на этом посту Василия Гандабуры, которого считают близким к руководителю «Укртелекома» Георгию Дзекону.
Поскольку новоназначенный замминистра тесно связан с донецкой ФПГ, сразу заговорили о том, что готовится покупка «Укртелекома» Ринатом Ахметовым. Впрочем, об этом говорили и в 2003-м, когда Нетудыхата стал первым заместителем председателя Госкомсвязи. Есть информация о переговорах с «донецкими» и нынешнего руководства компании.
Другой вопрос — зачем Ахметову покупать «Укртелеком»? «СКМ» уже владеет крупным телекоммуникационным холдингом, включающим мобильного оператора «Астелит» и фиксированные «Оптиму» и «Фарлеп». Диверсификация бизнеса за счет формирования высокотехнологичных телекоммуникационных активов — логичный шаг в преддверии запланированного на ближайшие годы вывода акций «СКМ» на международные финансовые рынки. Покупка «пикирующего» «Укртелекома» в данной ситуации может оказаться для Ахметова лишней.
В заключение нужно отметить, что «Укртелеком» сейчас и не планируют продавать. В приватизационных планах Фонда госимущества компании нет, действие законодательства об особенностях ее продажи приостановлено. Такая ситуация открывает чрезвычайно широкие возможности для передела собственности.
Ничто не мешает правительству обязать ФГИУ объявить экспресс-конкурс по продаже любого (!) пакета акций компании, мотивировав это решение дефицитом бюджета. Ничто не мешает правительству принять решение о продаже акций компании на международном финансовом рынке; ничто не мешает заинтересованным лицам скупить эти акции через агентские финансовые компании. Ничто не мешает правительству принять решение о том, что финансовое положение компании является катастрофическим и объявить санатором «Укртелекома» тот же холдинг «Фарлеп»—«Оптима». Вопрос лишь в том, у кого во власти и когда дойдут до этого руки.
Инф. zerkalo-nedeli
e-finance.com.ua