Чиновники Минтранса решили заменить личное страхование пассажиров страхованием ответственности перед ними перевозчика. Перевозчики говорят, что новые правила ближе к международным стандартам, а страховщики рассчитывают, что предложенная Минтрансом схема будет лучше работать на практике.
Министерство финансов неоднократно пыталось отменить принятый в 1992 году указ президента "Об обязательном личном страховании пассажиров". Чиновники ведомства считают, что он противоречит Гражданскому кодексу и закону "Об организации страхового дела". Однако эту инициативу не поддерживал Минтранс, считая указ "необходимой мерой, позволяющей обеспечить защиту прав и законных интересов граждан". Как альтернативу министерство ранее предлагало ввести закон "Об обязательном страховании ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров", который перекладывал страхование с клиентов перевозчиков на них самих.
Вчера в Минфине "Бизнесу" рассказали, что Минтранс подготовил концепцию соответствующего закона, "пытаясь инициировать таким образом начало его разработки". Перевозчики будут заключать договоры со страховыми компаниями на покрытие возможного ущерба жизни, здоровью и имуществу третьим лицам (в частности пассажирам). Страховая премия будет зависеть от числа и вида транспортных средств, имеющихся в распоряжении перевозчика, и составит "от 0,5% до 1,5% годового эксплуатационного расхода на транспортное средство". Тарифы будет устанавливать правительство, а страховые суммы закреплены законом. Предполагаемое максимальное возмещение по жизни и здоровью - 600 тыс.
руб. (против 12 тыс. руб. по действующему указу "Об обязательном личном страховании пассажиров"), при утрате или повреждении багажа, принятого к перевозке или временному хранению,- 600 руб. за килограмм веса, а вещей, находящихся при пассажире,- 12 тыс.
руб. Действие страхования предполагается распространить на владельцев железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, а также метрополитен.
Свое решение чиновники объясняют тем, что перевозки связаны "с повышенной опасностью, что в значительной степени увеличивает риск вреда жизни, здоровью или имуществу физлиц", а в таких условиях "страхование - действенный механизм предоставления финансовых гарантий". Концепция предполагает, что наличие полиса должно входить в лицензионный пакет документов, а перевозчик, не застраховавший свою ответственность, получит предписание и штраф.
Президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль поддерживает изменения закона: "Низкий уровень выплат говорит о том, что действующий закон о личном страховании пассажиров не работает". По данным Федеральной службы страхового надзора, в 2005 году сборы по обязательному личному страхованию пассажиров составили 515,7 млн руб., а выплаты - лишь 2,6 млн руб. (0,5% от суммы премий). "Но к написанию этой концепции страховое сообщество не привлекалось, и сложно прогнозировать ее дальнейшую судьбу",- предупреждает Коваль. Впрочем, генеральный директор страховой компании "Стандарт-резерв" Виктор Юн сомневается, что с изменением законодательства новый рынок превысит $15 млн.
Перевозчики поддержали инициативу Минтранса. "Этот закон необходим, в частности, для того, чтобы отечественный уровень страховой защиты пассажиров приблизился к международным стандартам",- считает заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков. А пресссекретарь авиакомпании "Сибирь" Илья Новохатский уточняет, что принципиально для авиакомпаний ничего не изменится: согласно Воздушному кодексу с 1997 года они и так были обязаны страховать свою ответственность перед пассажирами. Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев назвал новые нормы "нормальной практикой".
Инф. b-online
e-finance.com.ua