• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • В свободном падении
    2006-09-14 14:47:48

    В планах Харьковского авиазавода, строившего когда-то по 60 самолетов в год, увеличить производство до 12 машин

    10 секунд на чтение
    В интервью Контрактам генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Павел Науменко рассказал, что:
    1) при наличии госфинансирования корпорация «Антонов» через пять-семь лет будет претендовать на 5-7% мирового авиарынка
    2) ХГАПП не собирается осваивать новые модели, сосредоточившись на существующих

    География Анов и их конкурентов.

    Какие сильные и слабые стороны украинского авиапрома?
    И сильные, и слабые стороны обусловлены государственной формой собственности предприятий отрасли. Главный плюс — удалось сохранить замкнутый цикл производства, отрасль не растащили во время большой приватизации. Минус — в недостаточном финансировании со стороны государства и ограниченных возможностях самостоятельного поиска средств. Сейчас единственный доступный способ восполнить денежный дефицит — брать кредиты. Но при кредитовании основные фонды завода не могут выступать в качестве залога. То есть мы можем предложить заемному рынку только наши контракты и незавершенное производство. До последнего времени активы такого рода были интересны лишь украинским банкам, кредитные инструменты которых достаточно дороги. Только сейчас, заработав хорошую кредитную историю и сформировав ликвидный контрактный портфель, мы выходим на международный заемный рынок.

    — За 15 лет потенциал отечественного авиапрома сильно уменьшился?
    — Контуры самолетостроительной отрасли остались прежними, потенциал сохранить удалось. Но после распада СССР были утрачены многие связи, на традиционных рынках упал спрос на авиационную технику: в начале 90-х украинские авиакомпании ежегодно перевозили 13-15 млн человек, сегодня — 3 млн. Многие страны, ранее являвшиеся заказчиками Ан, сейчас не в состоянии поддерживать и обновлять свои авиационные парки (на самом деле парк Ан — по-прежнему один из самых больших в мире и насчитывает около 6,5 тыс. самолетов. — Прим. Контрактов).

    — Сколько машин производит завод сейчас и сколько планируете?
    — За последние пять лет нам удалось увеличить контрактный портфель более чем в 28 раз. Объемы производства выросли за этот период в три с иной раза (по данным редакции, в 2005 году ХГАПП собрал лишь один самолет. — Прим. Контрактов). Мы готовимся к коренной реорганизации производства — уже нашли инвесторов и ведем переговоры о привлечении десятков миллионов евро на модернизацию оборудования. К 2010 году выйдем на ежегодное производство 12 Ан-140-100 и 12 Ан-74 различных модификаций, не считая сборочных комплектов Ан-140 и Ан-148 для других предприятий.

    — Кто инвестор?
    — Это крупные международные инвестиционные организации. Более конкретно об этом говорить пока не могу.

    — Мировый рынок по-прежнему нуждается в украинских самолетах?
    — Сегмент мирового авиарынка, в котором работают украинские предприятия, очень динамичен и активно развивается.

    Мы сильны в классе местных региональных пассажирских самолетов на 50-70 мест, в частности, это Ан-140, и в сегменте транспортных и транспортно-конвертируемых самолетов грузоподъемностью до 10 т. Рыночная ниша Ан-74 также очень перспективна. В ближайшее время будет происходить массовое списание самолетов предыдущего поколения, уже отработавших или находящихся на грани выработки своих ресурсов. По прогнозам компании Forecast International —авторитетного международного эксперта авиационного рынка, — в ближайшие десять лет будет продано более 850 новых военно-транспортных самолетов на сумму $44 млрд, из которых примерно ина — в нише, к которой относится Ан-74.

    — В ближайшую пятилетку возможно появление новых моделей самолетов отечественной разработки?
    — Задача любого производителя авиационной техники — не запуск новых машин каждые два года, а создание действительно конкурентоспособного продукта с долговременными рыночными перспективами. Жизненный цикл самолета измеряется десятилетиями. Модели, на которые сегодня ориентировано производство ХГАПП — Ан-140 и

    Ан-74 — будут актуальны и востребованы на рынке еще как минимум десять-двадцать лет. Мы уверены, что средства, вложенные в разработку и производство этих моделей, окупятся.

    — Может ли Украина собрать самолет исключительно из отечественных деталей и стоит ли к этому стремиться?
    — Нет. И стремиться к этому бессмысленно. Доля украинских предприятий в самолетах производства ХГАПП составляет чуть более 50%, остальное обеспечивают западные и российские поставщики. Более того, для высокотехнологичных и наукоемких предприятий замкнутость исключительно на национальном рынке чревата потерей конкурентоспособности. Самолет состоит из десятка тысяч деталей и сотен агрегатов, качество которых тем выше, чем выше уровень специализации в их производстве.

    — Есть ли шансы у украинских предприятий самостоятельно, к примеру, без России, выйти на мировые рынки?
    — Украинский производитель авиационной техники — абсолютно самостоятельный ок на мировом рынке. Мы реализуем совместные проекты с Россией и другими странами, но в этом нет какой-то ущербности или зависимости. Главным критерием для нас является выгода.

    — Какое будущее у крупнейших совместных проектов Украины и России?
    — Самый крупный проект, объединяющий наше предприятие с РФ — Ан-140. Самолет собирают на самарском ОАО «Авиакор-Авиационный завод» из комплектов, изготовленных на ХГАПП. Первый российский Ан-140 в скором времени будет занят на регулярных рейсах национального авиаперевозчика Республики Саха «Якутия». Наш партнер в России сейчас работает над выполнением еще нескольких контрактов по Ан-140. Другой проект — Ан-148 — реализуют наши киевские коллеги с воронежскими самолетостроителями. Естественно, совместную продукцию мы продаем и будем продавать в интересах всех участников проектов.

    — То есть межгосударственное сотрудничество в авиастроении нужно развивать?
    — Безусловно. Кроме сотрудничества с Россией, мы принимаем самое активное участие в реализации программы производства Ан-140 на мощностях самолетостроительной компании HESA, поставляя в Иран комплекты агрегатов для сборки. Первые две машины иранской сборки уже выполняют регулярные рейсы на линиях компании Safiran, третья вот-вот выйдет на авиалинии, в сборочных цехах находится в различной степени готовности еще несколько машин. Всего HESA планирует собрать 80 Ан-140, а потенциальный объем рынка Ирана оценивается в 100 машин этого типа.

    Опыт международного сотрудничества ХГАПП не ограничивается Ан-140. Предприятие является одним из участников программы создания регионального турбореактивного самолета Ан-148 на правах разделения рисков.

    — На какие рынки ориентированы Ан-140-100 и Ан-74, которые сейчас серийно производит ХГАПП?
    — Самолеты Ан-74 претендуют на определенные доли рынка авиатехники стран Ближнего Востока и Северной Африки. Не менее интересным рынком обещают стать и страны Латинской Америки, где мы только начинаем работу. К настоящему времени построено около 180 самолетов семейства Ан-72/Ан-74, что составляет 42% его рыночной ниши. Считаю, что это соотношение будет сохраняться. На данный момент ХГАПП располагает портфелем заказов более чем на пять десятков Ан-74 различных модификаций. Мы приступили к выполнению контрактов с Ливией, Суданом и Египтом. В приобретении машин этого типа заинтересованы Иордания, Саудовская Аравия, Сирия.

    Перед Ан-140-100 открываются хорошие перспективы на рынке стран СНГ, где существует высокая потребность в самолетах данного класса — до 2010 года будет продано более двухсот 50-70 местных турбовинтовых самолетов различных производителей. Во время проведения международного авиационного салона Фарнборо-2006 подписано соглашение между ОАО «Авиакор-Авиационный завод» и лизинговой компанией «Ильюшин Финанс КО» о поставке последней 25 Ан-140-100 российской сборки в течение ближайших пяти лет. Неделей раньше подписан контракт между самарским заводом и Российской финансовой лизинговой компанией о поставке 7 Ан-140-100 авиакомпании «Якутия». Агрегаты для сборки самолетов в РФ поставляет наше предприятие. То есть намерение россиян построить за пять лет свыше 30 самолетов этого типа означает большой заказ и для ХГАПП. Потенциальный спрос в Украине на Ан-140-100 в ближайшие пять лет — около 20 машин.

    — С какими проблемами сталкиваются покупатели украинских самолетов?
    — В основном с небольшим выбором финансовых инструментов. У нас нет развитых механизмов лизинга, системы экспортного кредитования и офсетных поставок (страна Х закупает самолеты, но взамен производит для него какие-то комплектующие), которые могли бы послужить дополнительным стимулом для наших потенциальных клиентов.

    — При каких условиях Украина останется в лидерах мирового рынка?
    — Если будет государственная поддержка отрасли, а корпорация «Антонов» начнет эффективно работать — через семь-десять лет мы сможем рассчитывать на 5-7% мирового авиарынка.

    — Сколько нужно производить самолетов для «плюсового» баланса отрасли?
    — Это зависит от типа самолета, затрат на подготовку серийного выпуска, этапа его производства, цен на комплектующие и материалы, конъюнктуры рынка — то есть от многих факторов. Сегодня мы производим 5-7 машин в год. Мы уже в плюсах, но прибыль невелика. Наша ближайшая цель — выпуск одной машины в месяц.

    Инф. kontrakty

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.