Семь черноморских стран договорились построить кольцевую дорогу вокруг Черного моря. Минимальная стоимость проекта — $28 млрд. В строительстве будут участвовать Украина, Россия, Турция, Грузия, Молдова, Румыния и Болгария. Министры транспорта стран-участниц организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) вчера в Сочи подписали Меморандум о взаимопонимании относительно развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря.
Он является основой для строительства и реконструкции в общей сложности 7,14 тыс. км автомобильных дорог вокруг Черного моря на основе проекта кольцевой автомагистрали «Черноморское кольцо» (HWBSR). Эта дорога пройдет через грузино-абхазскую границу, которая уже несколько лет как закрыта. Что заставляет сомневаться в реалистичности этого проекта. Тем более что трасса пройдет еще через одну «горячую точку» — Приднестровье.
Кому и сколько это будет стоить
Согласно договоренностям, каждая из семи стран будет самостоятельно искать источники финансирования и строить участок дороги, проходящий по ее территории. Планируется, что вклад Украины в проект составит около $2,5 млрд.
Финансирование строительства и эксплуатации дороги страны могут осуществлять за счет средств бюджетов стран, а также за счет привлечения средств из фондов Евросоюза и займов Европейского инвестиционного банка, ЕБРР и Черноморского банка стран ОЧЭС.
Протяженность украинского участка (Мариуполь — Мелитополь — Одесса) составляет 618 км. «Точно оценить стоимость этой будущей дороги нельзя. Однако, например, строительство трассы Одесса — Киев обошлось Украине в 18-20 млн. грн. за километр», — рассказал «ДЕЛУ» бывший заместитель директора «Укравтодора» Георгий Глинский. В эту сумму, по его словам, вошла и стоимость строительства путепроводов, мостов и съездов.
Сомнительная целесообразность
Василий Юрчишин, директор экономических программ центра экономических и политических исследований им. Разумкова считает, что строительство автобана вокруг Черного моря нецелесообразно. «С точки зрения инфраструктурного развития в далеком будущем — это, наверное, позитивный шаг», — отмечает он. Однако по мнению аналитика, сейчас в черноморском регионе есть хорошие возможности для использования морского транспорта. «Взять хотя бы паром Одесса — Варна (Болгария). Мне кажется, что это более перспективное направление развития, чем строительство таких дорог», — говорит Юрчишин. С его мнением согласны и в госслужбе автомобильных дорог «Укравтодор». «Технико-экономического обоснования строительства пока ни у кого нет. Ждем, что министр вернется и объяснит смысл такого строительства», — отметил один из менеджеров предприятия, пожелавший не называться.
Ольга Федоряк
Инф. delo
e-finance.com.ua