О газотранспортном консорциуме снова заговорили...
Проект газотранспортного консорциума, воплощение которого нам обещает в октябре этого года министр топлива и энергетики Юрий Бойко, похоже, станет тем фактором, который позволит нынешнему правительству сбавить цену на российский газ. Напомним, что договор о создании этой структуры существует на бумаге уже около двух лет. В течение этого времени газотранспортный консорциум не раз был объектом торга как для украинских, так и для российский, газовых «начальников». Так, в договоре от 2004 года речь идет о достройке новых газотранспортных мощностей (газопровод «Богородчаны—Ужгород»), а также заполнение газом простаивающих на данный момент газопроводов «Ивацевичи—Долина» и «Торжок—Долина». В мае 2004 года «Нафтогаз України», «Газпром» и Ruhrgas AG (Германия) договорились об условиях участия германской стороны в консорциуме, также заинтересованность в участии в консорциуме выразила Польша. В январе 2005 года Президент Виктор Ющенко выступил за привлечение Европейского Союза в консорциум. Но согласится ли с этим Россия? Нужны ли ей дополнительные участники?
Российский бизнесмен Максим Курочкин считает нормальным предложение о создании совместного украинско-российско-германского газового консорциума с внесением туда украинских трубопроводных сетей. Об этом он заявил в ходе онлайн- конференции на одном из интернет-сайтов. «И не нужно говорить, что в этом случае Украина что-то теряет. Конечному потребителю, будь то юридическое лицо или гражданин, на самом деле все равно, кому принадлежат трубы, поскольку сами они к ним отношение имеют довольно-таки опосредованное. А фактическая цена за газ, наоборот, имеет конкретное житейское значение», — добавил бизнесмен. Цена ценой... Если ею хотят управлять «вручную», то сделают это непосредственно в газотранспортном консорциуме. Однако, как утверждают многие эксперты, ГТК — это в некотором роде уступка России в вопросе украинских газотранспортных мощностей. Ведь не секрет, что газотранспортная система Украины одна из самых перспективных и стратегических в этой части Европы (и состоит из 37,5 тыс. км газопровода, 71 компрессорной станции и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд. кубометров. Пропускная способность системы на входе составляет 288 млрд. кубометров газа в год, на выходе — 175 млрд. кубометров, в частности, в страны Европы — 141 млрд. кубометров).
Тем временем посол российской Федерации в Украине Виктор Черномырдин в интервью изданию «Народный депутат» высказал мнение, что газотранспортный консорциум нужен для упорядочения ситуации на газовом рынке. «Чтобы упорядочить рынок и нужны такие международные структуры, как консорциум», — сказал он. «Никто не хочет платить завтра больше, чем вчера», — добавил посол РФ и отметил, что объемы потребления не уменьшатся, и цены на мировом рынке тоже не уменьшатся. Черномырдин считает, что консорциум призван создать такую ситуацию, «чтобы изменения условий на рынке не били по потребителям и не давили на поставщиков, а действовали мягче и понятнее для всех участников товарообмена». Посол отметил, что необходимость консорциума несколько лет назад уже признали и Украина, и Россия, и ряд западных потребителей. В.Черномырдин подчеркнул, что «газотранспортная сеть — не вечный двигатель, она изношена, требует капитальных вложений и дополнительных газотранспортных веток». Он сообщил, что недавно Совет учредителей украинско-российского консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины решил провести в октябре 2006 года его очередное заседание. Как отметил посол, участок газопровода Богородчаны-Ужгород протяженностью 234 км призван в перспективе обеспечить дополнительно до 19 млрд. кубометров транзита газа через украинскую территорию. По словам дипломата, сроки строительства газопровода оцениваются в 1,5 года.
Ранее министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко также сообщал, что собрание участников «Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины» (ГТК) запланировано на октябрь. После последнего заседания совета участников ГТК в середине ноября 2005 года, на котором его возглавил теперь уже экс-министр топлива и энергетики Иван Плачков, украинская сторона несколько раз инициировала очередное его заседание, а в конце июля Минтопэнерго обвинил «Газпром» в замедлении работы ГТК. Это немного странно. Ведь Россия всегда лоббировала этот проект и глаз, как говорится, с него не спускала. Возможно, там, в «Газпроме», ждали новых назначений в правительстве Украины, чтобы сориентироваться, как дальше вести «политику партии». После смены в Украине правительства 4 августа новый министр топлива и энергетики Бойко уже трижды посещал Россию для проведения переговоров по газовой теме. На этой неделе — он тоже в Москве. Что сулит ему эта поездка — неизвестно. Известно лишь, что Украина будет «выторговывать» себе цену на газ не выше 135 долларов. Вот только интересно — в обмен на что?
Ольга Василевская
Инф. day
e-finance.com.ua