Вице-премьер, министр строительства и архитектуры Владимир Рыбак утверждает, что коммунальные службы списывают до 30% газа, потребляемого в сегменте ЖКХ
10 секунд на чтение
В интервью Контрактам Владимир Рыбак рассказал о том, что:
1) между Ющенко и Януковичем идет притирка
2) Кабмин намерен увеличить удельный вес финансирования регионов в госбюджете до 60%
3) деньги граждан не должны оседать в жэках
4) бизнесмен Ринат Ахметов приходил к нему на прием
Сила и трение
На последнем правительственном заседании Виктор Янукович усомнился в целесообразности пребывания на должностях пяти губернаторов. На каких еще фронтах борьба за сферы влияния между премьером и президентом вступила в активную фазу?
— Я не вижу никакого противостояния. Полномочия как Виктора Ющенко, так и Виктора Януковича прописаны в Конституции. Проблема в отсутствии рамочных законов, четко регламентирующих деятельность президента и премьера. Нельзя говорить о том, что кто-то из двух Викторов стремится быть первым, между ними идет притирка.
А знаете, о чем договорились Викторы в канун внесения кандидатуры Януковича на пост премьера?
— Знаю.
О чем?
— О том, что Украина заслуживает лучшей жизни.
Ющенко и Янукович говорили об этом на протяжении девяти часов?
— В ходе встречи обсуждалось, какой будет внешняя политика Украины, рассматривались вопросы создания широкой коалиции (кстати, переговоры по этому поводу продолжаются до сих пор), проблемы отношений центра и регионов... Мы выступали за повышение роли регионов в унитарном государстве. В процессе консультаций я несколько раз встречался с президентом и объяснял ему, что нельзя отстранить от власти полстраны.
Во время последнего визита в Брюссель Янукович дал понять, что решение вопросов внешней политики зависит от его позиции. С какой целью премьер превышает свои конституционные полномочия?
— Премьер лишь сказал, что Украина вступит в НАТО только в том случае, если украинцы примут такое решение. Никто не выступает против НАТО и интеграционного движения в Североатлантическом направлении.
Разве внешнеполитический курс должны определять граждане, а не элита?
— Народ иногда ошибается, к примеру — во время выборов.
Правда ли, что внутри фракции ПР много недовольных тем, что по вашей квоте министерские портфели получили представители других политических сил? Речь, в частности, идет о постах министров юстиции и внутренних дел.
— У нас во фракции все нормально. Я, конечно, не исключаю, что кто-то обиделся. Однако кадровые вопросы обсуждали на политсовете, никто не принимал единоличных решений.
О чем сейчас договариваются ПР и НУ?
— Коалиция создана, ведутся переговоры о присоединении к ней Нашей Украины. Между НУ и КПУ есть разногласия, идут дискуссии насчет НАТО, возможности продажи земли. У нас с НУ принципиальных разногласий нет. Мы заинтересованы в коалиции четырех политических сил и выполняем функции арбитра в споре между Нашей Украиной и коммунистами. Власть должна представлять интересы всей страны. Хотя я уверен, что многие депутаты из НУ готовы войти в коалицию на условиях, которые мы им сейчас предлагаем. Также коалиция пополнится депутатами из БЮТ. Мы ожидаем появления в парламенте конституционного большинства к Новому году, независимо от того, будет ли подписано соглашение между фракциями ПР и НУ.
А вам не кажется, что альянс интересов крупного капитала — ПР — и идей Маркса — КПУ — противоестественен?
— Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что на определенном этапе Наша Украина отказалась создавать коалицию с нами.
Правда ли, что социалисты обязаны сближением с Партией регионов руководителю ММК им. Ильича Владимиру Бойко?
— И ему в том числе. Среди социалистов много депутатов, которым мы гораздо ближе, чем представители других политических сил.
В 2002 г. вы и НУ действительно готовились идти на выборы общим блоком?
— Да.
Почему сорвались переговоры?
— Правду говорят, что там, где два украинца, — три гетмана. Эта характерная для украинцев черта вредит всем переговорам — в 2002-м все уперлось в распределение должностей.
Уговор дороже кресла
Судя по проекту госбюджета-2007, предусматривающему выборочную реинкарнацию СЭЗ и ТПР, а также финансирование угольной отрасли в размере 5 млрд грн, ваша партия отстаивает интересы не всех регионов, а одного. Это так?
— Правительство еще не успело раздать законопроект о госбюджете народным депутатам, а на нас уже обрушился шквал критики с их стороны. Впрочем, нас это не волнует. В 2007 году, сравнивая с 2006-м, доля местных бюджетов в консолидированной структуре расходов государства увеличится с 40,3 до 43,4%. И это важно для всех областей, формула определения дотаций выравнивания для всех одна. В Запорожье, к примеру, никак не достроят два моста, Крым и Луганск сидят без воды, в Киевской области нужно строить вторую окружную дорогу, в Донецке — реконструировать аэропорт... Однако мы — не правительство Донбасса, и постараемся обеспечить финансирование для всех областей. Если вы намерены задавать вопросы исключительно о бюджетной поддержке Донецка, то лучше нам распрощаться сразу, — я на них отвечать не хочу. Тем более что мы не просто четко декларируем свою цель — увеличить удельный вес финансирования регионов в консолидированном бюджете до 60%, — но и идем навстречу руководству всех областей.
Приведите, пожалуйста, примеры конкретных шагов навстречу губернаторам.
— Сейчас мы выстраиваем новую контрактную систему взаимоотношений с регионами с целью обеспечить финансирование проектов, которые местные власти не могут потянуть. Соответствующие договоры премьер будет подписывать с председателями облсоветов и губернаторами. Уже подписаны договоры о намерениях с властями Харьковской области, определились представители Крыма, Львовской, Донецкой, Луганской областей. В последней, к примеру, есть проблемы с водоснабжением, которые местные власти решить не могут, и они вправе сообщить об этом Киеву в поисках поддержки.
Одно дело — сообщить о проблеме, другое — получить бюджетное финансирование. Выстраиваемая вами система больше похожа на механизм ограничения влияния президента на глав обладминистраций. Разве нет?
— Нет, конечно. Никто никого не заставляет подписывать какие бы то ни было договоры. Если руководство каких-то местных органов власти не хочет конкретно формулировать свои проблемы — пожалуйста, пусть митингует. Только не нужно врать. В стране никто экономикой не занимался, все было пущено на самотек.
ВВП, тем не менее, рос, налоги платили. Разве это плохо?
— А почему вы не говорите о том, что Россия отказывается от наших товаров, которые на Западе никому не нужны? В регионах предприятия испытывают проблемы с выпуском и реализацией продукции.
Стимулирование экспорта — лишь одна из функций государства. По большому счету, решать проблемы, связанные с реализацией продукции, должны отделы сбыта предприятий, а не Кабмин. Вы так не считаете?
— Мы считаем, что после предыдущего премьерства Виктора Януковича никто экономикой не занимался, темпы развития падали, и сейчас нужно снова набирать обороты, а не делить госбюджет, как бы этого ни хотелось отдельным народным депутатам.
Экспериментальная реформа
Среди прочего, вы курируете вопросы, связанные с проведением административной реформы. Чего ожидать от правительства Януковича в этом направлении?
— Прежде всего, реформирования органов местного самоуправления — это второй этап принятия изменений к Конституции. После этого коалиция примет законы о президенте, о правительстве и определит, таким образом, функциональные обязанности всех ветвей и уровней власти. В контексте админреформы я рассматриваю и реформирование ЖКХ. В частности, сейчас мы готовим Жилищный кодекс, который, думаю, ВР примет в I квартале 2007 года.
Ваш предшественник — Роман Безсмертный — показывал Контрактам карты новых границ областей и районов. Как намерены перекроить Украину вы?
— Я этих карт не видел. Нашей первоочередной задачей является реформирование ЖКХ. Мы обкатаем элементы реформы на отдельных областях, посмотрим на результаты. Если наше видение ошибочно — пострадают немногие. Не дай Бог, чтобы отдельные шаги власти нанесли ущерб всем, — меня тогда и в Донецк не пустят.
То есть менять границы административных единиц вы не намерены?
— Это вопрос отдаленной перспективы, его следует изучить, привлечь специалистов, узнать мнение регионов... К примеру, недавно я собрал в Алуште 500 мэров и получил от них около 100 вопросов, касающихся тех или иных изменений в системе управления. Сейчас министерства и ведомства готовят соответствующие ответы. Диалог с местными властями позволит избежать многих ошибок в процессе проведения админреформы.
В чем суть запланированной реформы ЖКХ?
— Деньги, которые платят жильцы, не должны оседать в жэках. В рамках Министерства строительства создан департамент реформирования ЖКХ, который, начиная с 2007 года, будет изменять механику взаимоотношений жильцов с жэками. Ключевая роль в создаваемой системе отведена объединениям собственников квартир.
Означает ли это, что вы планируете приватизировать жэки?
— В основе системы будут разные формы собственности. Существующая структура подчинения жэков слишком громоздка — над ними стоят районные жилищные объединения, горжилуправления, облжилуправление. В результате из каждой гривни, уплаченной жильцами, 70 коп. идет на содержание этой структуры, и только 30 коп. — непосредственно на обслуживание дома. Чтобы изменить сложившуюся пропорцию, необходимо сократить управленческую цепочку до двух звеньев «житель — жэк». Россия уже пять лет реформирует ЖКХ в этом направлении и там, несмотря на сопротивление преобразованиям, есть позитивные сдвиги. Я не рассчитываю на кардинальное улучшение в течение года, но, думаю, что нормативную базу для реализации реформы за это время мы создадим. Будем разгонять бюрократов законами. В Жилищном кодексе, в частности, зафиксируем, что дома могут обслуживать частные предприятия. Но если, например, где-то жэк работает эффективно, значит, его трогать не нужно.
Правда ли, что в проекте Жилищного кодекса есть нормы, предусматривающие возможность выселения из квартир должников?
— Да. Однако мы планируем разработать механизмы, позволяющие оградить от выселения простых людей, которые по каким-то причинам не заплатили за квартиры. Если в двухкомнатной квартире живет пенсионер, доход которого сопоставим с квартплатой, то государство должно компенсировать ему 85% платежей. Но если же у человека есть задолженность, а он подъезжает к дому на Мерседесе, — пусть живет в автомобиле. Я боюсь лишь того, чтобы нормы, о которых мы с вами говорим, не использовали выборочно, для сведения счетов.
Ежегодно на нужды ЖКХ идет 16-18 млрд куб. м газа, государство уже 15 лет говорит о внедрении энергосберегающих технологий. Что планирует предпринять ваше министерство, чтобы сократить потребление газа?
— Наладить систему учета — ввести счетчики. Далеко не все коммунальные службы в этом заинтересованы, поскольку сейчас они могут от фонаря списывать любые объемы газа на жильцов, чьи квартиры не оборудованы счетчиками. Объемы такого списания — порядка 30% газа, ежегодно потребляемого в системе ЖКХ.
За установку счетчиков будут платить потребители?
— Мы планируем ставить счетчики и за счет граждан, и за счет местных бюджетов. Кроме того, в госбюджете на соответствующие программы выделено порядка 300 млн грн. Сейчас только 20% потребителей имеют счетчики, до конца 2007 г. планируем увеличить этот показатель минимум вдвое.
Строительные нормы
Строительство жилого дома в любом городе-миллионнике сопряжено с получением более 200 подписей чиновников, что увеличивает себестоимость проекта, в среднем, на $2-3 млн. Когда системы землеотводов и выдачи проектных разрешений будут упрощены?
— Думаю, что в течение четырех-пяти месяцев парламент примет законопроект, согласно которому эти разрешительные системы будут объединены в одну — застройщики будут избавлены от необходимости по несколько раз обивать пороги одних и тех же кабинетов. Ситуацию в отрасли будет контролировать специально созданный орган — управление архитектурно-строительного контроля.
Означает ли это, что строительным компаниям придется обивать пороги еще и этого управления?
— Нет, оно будет контролировать качество строительных работ и проверять соответствие построенного объекта утвержденному проекту.
В некоторых районах Киева, чтобы начать строительство, инвесторы вынуждены передавать 20% жилищного фонда чиновникам. Это нормально?
— Раньше застройщики, действительно, были обязаны передавать 7% жилья на нужды города. Сейчас, если это и происходит, то только по взаимной договоренности сторон. Это нормально.
Но ведь такой подход к выдаче проектных разрешений провоцирует коррупцию. Разве нет?
— А что делать местной власти, которая обязана обеспечить квартирами малоимущих? — Мэры вынуждены договариваться с застройщиками и наоборот. Такова реальность.
В отказе
Когда и как вы познакомились с Ринатом Ахметовым?
— Лет десять-двенадцать назад. Он как бизнесмен приходил на прием ко мне, мэру Донецка, чтобы решить вопросы землеотводов и другие проблемы. Мое мнение о нем — если бы в Украине было хотя бы двадцать таких, как Ахметов, экономика страны была бы совсем другой. Он сделал то, что не удавалось советским бюрократам: наладил цепочку «уголь — кокс — металл — обработка». И это в то время, когда хозяйственный комплекс лежал в руинах. Сейчас в структурах Ахметова около 150 тыс. наемных рабочих, регулярно получающих пристойные зарплаты.
Как вам работалось со скандально известным губернатором Донецкой области Владимиром Щербанем?
— Он был моим замом по торговле. В 1994 г. Щербань выиграл выборы и стал губернатором, а я — его замом, и, по совместительству, остался мэром. Со мной считались все.
При развале СССР по Донбассу прокатилась волна мощных антикоммунистических выступлений шахтеров. Кого поддерживали вы — горняков или компартию?
— Я встречался с людьми и убеждал их в том, что если они будут стоять на площадях, то денег не заработают ни они, ни городской бюджет. Я призывал шахтеров выбрать переговорщиков, а самим — вернуться на рабочие места. Помню, как в 1993-м один реформатор развивал в Донецке теорию перестройки, а перед зданием обладминистрации бушевал двадцатитысячный митинг. Я предложил этому министру рассказать о реформах не нам, а народу. Когда выглянул в окно, у него затряслись руки, он ответил, что не уполномочен выступать на митингах. Мы позвонили тогдашнему президенту Леониду Кравчуку и попросили его поручить министру выступить перед людьми. Теоретик сказал Кравчуку, что лучше пойдет в отставку, чем выйдет на митинг... Нужно быть ближе к людям.
Почему сейчас профсоюзное движение Донбасса сошло на нет? Из-за вашей и к людям?
— Я не согласен с вами. Власти области ежегодно подписывают с профсоюзами соглашения.
Что было самым сложным во время работы на посту мэра Донецка?
— Обеспечивать жизнедеятельность города, когда в одночасье остановились практически все предприятия. Это была каторга. Те, кто хотел работать, выезжали за границу, привозили товар. Мы тогда на каждом углу открывали рынки, бизнесмены — копили деньги. Я вздохнул с облегчением только в 1996 году.
А как базарные торговцы стали собственниками крупных предприятий?
— В конце 80-х — начале 90-х годов в Донецке появился класс кооператоров, думающие люди занялись производством. Наиболее удачливые вложили деньги в стоящие заводы. И пока одни работали без отпусков, другие пили у, о и дни напролет али в домино, жалуясь, что нет работы. Помню, как в 1988-м я, будучи председателем райисполкома, возил группу из Донецка в Италию. Мне как руководителю группы эту поездку оплатили, ехали около 40 человек, везли товар. По возвращении я поинтересовался, сколько в среднем каждый из них заработал. Оказалось — $1,5-2 тыс. С вырученными деньгами они отправлялись в Турцию и в течение недели их активы увеличивались до $5-6 тыс. В общем, крутились все, но успеха достигли единицы. Те, кто позволял себе расслабиться, выпадали из обоймы, их обороты заметно уменьшались.
Говорят, донбасские рэкетиры отличались от своих «коллег» особой жесткостью. Это правда?
— Да. Но бизнес научился самостоятельно защищаться. В начале 1990-х государство не могло его защитить.
Почему вы не занялись бизнесом?
— Я считал работу государственным менеджером своим призванием. Мне сотни раз предлагали заняться бизнесом, но я отказывался. Также мне предлагали пакеты акций предприятий в обмен на поддержку интересов определенных структур, но я отказывался и от таких предложений. Сейчас приходят люди, от меня не зависящие, и сами предлагают помощь за то, что во время становления их бизнеса я не вымогал от них взяток и не ставил палок в колеса. Но я и теперь отказываюсь.
Карьера вице-премьера
4 августа 2006 г. — вице-премьер, министр строительства, архитектуры и ЖКХ Украины апрель
2006 г. — народный депутат
2002 г. — народный депутат
1998 г. — народный депутат
1993 г. — председатель Донецкого горсовета и исполкома, мэр Донецка
1992 г. — первый зампред горисполкома
1988 г. — председатель райсовета, председатель исполкома Киевского райсовета Донецка
1976 г. — завотделом, секретарь, первый секретарь Киевского райкома КПУ Донецка
1975 г. — главный инженер строительного управления № 5 треста «Сантехэлектромонтаж»
1973 г. — окончил ДГУ, специальность — планирование промышленности
1968 г. — мастер, начальник производственно-технического отдела в стройуправлениях Донецка
1966 г. — служба в ВС СССР
1965 г. — окончил Ясиноватский строительный техникум
3 октября 1946 г. — родился в Донецке
Роман Кульчинский, Наталья Гузенко
Инф. kontrakty
e-finance.com.ua