К концу октября ожидается очередная серия из цикла «газотранспортный консорциум». Но уже сейчас понятно, что его идейные вдохновители сегодня активно подменяют понятия. Ведь, как говорится, «консорциум» и «концессия» - это две большие разницы.
Как юридическое лицо консорциум был зарегистрирован в Киеве в январе 2003 года, и уже в апреле состоялось первое заседание совета участников. На тот момент эксперты рассматривали техническое состояние ГТС Украины, перспективы расчета потоков газа, инвестиций, которые потребуются для модернизации и развития украинской ГТС, а также разработки концептуальных моделей функционирования консорциума. В частности речь шла о таких моделях, как передача отечественной ГТС в концессию, аренду или приватизацию. Уже в декабре того же года, зампред «Газпрома» Александр Рязанов подчеркивал, что в «Газпроме» ввиду невозможности приватизации украинских газовых магистралей выход видит именно в концессии. «Нельзя уходить только в одну трубу (подразумевается ветка Александров Гай—Новопсков—Ужгород. — Авт.). Мы считаем, что необходимо работать над всем проектом, включая концессию ГТС Украины», — неоднократно подчеркивал газпромовец.
Справка «Главреда». Консорциум – это организационная форма временного объединения предприятий для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Обязанности ов консорциума, доля каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также формы участия в реализации проекта, определяются соглашением.
Спустя три года термин «концессия» снова активно зазвучал в украинско-российских переговорах. По крайней мере, утверждают источники «Главреда», это слово то и дело проскальзывает в диалоге между российским вице-премьером Виктором Христенко и министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко.
Не эту ли тему обсуждали вышеупомянутые господа в минувшую пятницу? И не об этом ли в канун рандеву секретничали в Мухалатке Виктор Янукович с Дмитрием Медведевым? В конце-концов – не это ли стало поводом для Виктора Ющенко собрать вчера вечером срочное заседание с участием сотрудников министерства топлива и энергетики. Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин считает, что в вопросе газотранспортного консорциума речь о концессии не идет. Есть несколько видов сотрудничества в газотранспортной сфере. Это один из теоретически возможных видов, но он в данном случае не обсуждался, утверждает эксперт. Речь идет об инициативе бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера и президента России Владимира Путина в 2002 году о передаче в управление ГТС. По этому поводу, В. Сапрыкин отмечает, что украинское законодательство запрещает передавать в управление или приватизировать ГТС. «В принципе, не существует мирового опыта в плане передачи крупнейшего национального предприятия в управление консорциумам или международным компаниям, - говорит он. - И такая схема является невыгодной и не отвечает национальным интересам Украины». Именно о таком направлении сотрудничества, напоминает эксперт, шла речь в соответствующем заявлении Путина-Шредера-Кучмы. В свое время, Виталий Гайдук, в бытность вице-премьер министром Украины, саботировал этот процесс, за что был уволен. В результате, Украина и Россия отказались от этой своей инициативы. Что касается концессии, то украинское законодательство такой формы сотрудничества в этой сфере также не позволяет. «С другой стороны, я, например, являюсь сторонником приватизации части газотранспортной системы, - говорит Сапрыкин. - Предположим, по такой схеме, которую внедрила у себя Словакия или другие страны-кандидаты (или уже ы) Евросоюза: они приватизировали часть ГТС, оставив за государством 50%+1 акций, то есть контрольный пакет». Приватизация проходила путем проведения открытого тендера и ряд западных компаний создали консорциумы, которые в этом тендере участвовали. Победил консорциум, в составе которого был «Газпром». В результате, государство получило деньги, оставив часть собственности за собой. Такой же путь выгоден и для Украины, утверждает Сапрыкин. Тем самым Украина сразу же лишит новых собственников желания строить газопроводы в обход ее территории, поскольку они будут получать прибыль именно от украинской ГТС.
Справка «Главреда». Концессия- это метод приватизации, при котором частный инвестор за фиксированную плату или определенный процент от прибыли получает право использовать принадлежащие государству основные активы. Оставшаяся часть дохода от нее находится в распоряжении частного инвестора.
«Итак, я считаю нецелесообразным возвращение к тем наработкам Путина-Шредера 2002 года, когда речь шла о передаче украинской ГТС в управление газотранспортному консорциуму. В дельнейшем, как известно, газотранспортный консорциум трансформировался в «мирное» русло, а именно: занялся строительством небольшого газопровода Богородчаны-Ужгород с перспективой его дальнейшего развития, - говорит Сапрыкин. - На сегодня этот проект не реализуется». «Газпром» мотивирует это тем, что это чуть ли не слишком мелко для России в общем, и «Газпрома», в частности. И сейчас, когда соответствующие документы по поводу этого газопровода подписаны, то их надо либо реализовывать, либо аннулировать, убежден Сапрыкин. Он считает, что в целом, Украина сегодня не готова ни к концессии, ни к приватизации. Следует принять ряд законов, прежде всего, в сфере газового рынка, чтобы реформировать газовую отрасль страны. «Также нужно, учитывая состояние НАК «Нефтегаза Украины», оздоровить финансовую составляющую этой компании, поскольку, если мы будем осуществлять глобальные реформы, то те кредиты, которые мы получили, могут быть срочным образом затребованы назад по причине непрозрачности для кредиторов ситуации с правопреемником долгов НАКа, - считает Сапрыкин. - Только после этого можно будет выбрать метод международного сотрудничества с целью улучшения эффективности работы ГТС Украины. Сегодня действительно формируется газовая ось Москва-Берлин и, естественно, у Киева есть желание присоединиться к этой инициативе. Но следует, десять раз подумать, прежде чем решать, каким образом Украина может поучаствовать в данном проекте». Также эксперт отмечает, что пока, политики нового правительства Украины в газовой сфере, как таковой, не видно в принципе. Сегодня решаются текущие вопросы: подписание межправительственного протокола и других документов для определения цен и объемов поставок газа на следующий год. «Однако это еще не политика», - говорит эксперт. Последняя начнется тогда, когда правительство либо начнет вносить правки в «Энергетическую стратегию Украины на 2030 год», либо приступит к составлению новых документов, отмечает в заключение Владимир Сапрыкин.
Тем не менее, странным кажется то, что новое правительство так долго молчит. Возможно, оно просто проводит свою, выгодную отдельным структурам у?
Ольга Василевская
Инф. glavred
e-finance.com.ua