Шансы на вступление Украины в ВТО с начала следующего года стремительно падают. На рассмотрение длинного перечня законов, принятие которых необходимо для вступления страны во Всемирную торговую организацию, у депутатов осталось чуть больше месяца. Но рассчитывать на то, что документы пройдут через Верховную Раду «без сучка и задоринки», не приходится. Проекты, натолкнувшиеся на резкое сопротивление предыдущего парламента, могут с треском провалиться снова.
Время, отведенное Украине на принятие ВТОшных законов, истекает. «К концу ноября проекты должны быть приняты и подписаны, чтобы в декабре состоялось рассмотрение нашей заявки о вступлении в ВТО с 1 января 2007 г. Фактически у нас остался один месяц, или всего 11 рабочих дней. Любой законопроект, который не пройдет через парламент в эти сроки, может повлиять на отклонение нашей кандидатуры на вступление в ВТО», — рассказал «ДС» председатель подкомитета по вопросам ВТО Владимир Лановой. За этот короткий срок депутатам придется рассмотреть почти два десятка проектов. Ведь теперь вместо единого ВТОшного законопроекта парламентарии будут рассматривать его фрагменты, оформленные в отдельные документы. Обеспокоенность возможным нарушением сроков принятия ВТОшных законов высказывают и в Секретариате Президента. «Вопрос вступления в ВТО — в руках правительства и парламента, поскольку необходимо принять значительное количество законов. Глава государства свою политическую позицию четко задекларировал и теми рычагами, которые у него есть, будет содействовать скорейшему принятию этих документов», — заявил на днях замглавы Секретариата Президента Александр Чалый.
Надо отдать должное Кабмину — он проделал немалую работу, попытавшись «отшлифовать» документы в угоду производителям. Например, Минэкономики отчасти удалось смягчить металлургов, предложив отменить запрет экспорта лома цветных металлов, заменив его экспортной пошлиной на это сырье. Министерство также потратило немало времени, чтобы убедить производителей автомобилей, что отмена запрета на ввоз в страну машин старше восьми лет не нанесет им серьезного ущерба. Ведь в Украине постепенно внедряются экологические нормы и стандарты (у нас уже действует стандарт Евро-2 для легковых авто, а с 1 января 2007 г. планируется его введение и для грузовых), которые будут препятствовать наводнению рынка старыми машинами и без прямых запретительных норм. Хрупкое равновесие было достигнуто также по вопросу допуска на отечественный финансовый рынок филиалов нерезидентов. В частности, Нацбанк хотя и согласился впустить на рынок филиалы иностранцев, но при этом прописал в проекте такие требования и условия по их допуску, которые под силу выполнить лишь крупнейшим банкам. Зато интересами страховых компаний было решено пожертвовать. Проект изменений к Закону «О страховании» предполагает разрешить иностранцам заняться страхованием наших крупных рисков (космических, авиационных, морских) сразу же после вступления Украины в Торговый клуб. Напомним, что это уже второй по счету вариант изменений к страховому закону, родившийся под влиянием подписания двусторонних протоколов со странами—членами ВТО. Первый из них, принятый депутатами летом 2005 г., оговорил возможность появления в Украине филиалов иностранных СК спустя пять лет после нашего вступления в ВТО.
Но «больных» вопросов все еще остается немало. Главный из них — блок сельскохозяйственных законопроектов, которые депутаты не раз с треском проваливали. Речь идет о проектах законов, которые предусматривают введение квоты на ввоз сахара-сырца в размере 260 тыс. т со ставкой пошлины 2% от таможенной стоимости (вне квоты — 50%), изъятие квот В (определяет количество сахара для поставки за пределы Украины по международным договорам) и С (регулирует реализацию сахара исключительно за пределами страны). Документом также предполагается отмена обязательного вывоза из Украины сахара, произведенного из импортного сырья. «Здесь противостояние заинтересованных сторон будет наиболее сильным, агропроизводители имеют очень сильное лобби в парламенте», — говорит экономист Международного центра перспективных исследований Катерина Малюгина. По мнению г-на Ланового, дискуссии также могут возникнуть по поводу пошлин при вывозе живого скота и кожевенного сырья (предполагается их уменьшение до 15% от таможенной стоимости с ежегодным снижением на 1% — до 10%), а также отмены запрета экспорта лома легированных черных и цветных металлов. «Это наиболее чувствительные отрасли, которые имеют самые массовые объемы производства», — утверждает он.
Впрочем, нынешний состав парламента настроен по отношению к ВТОшным законам более лояльно, нежели депутаты предыдущего созыва. Свою готовность поддержать вступление страны в Торговый клуб высказали даже коммунисты. Правда, с оговоркой, что таковое не навредит интересам национального товаропроизводителя. «Успех прохождения законопроектов будет зависеть от того, как их подаст Кабмин. Сумеет ли правительство доказать, что в документах учтены лишь те требования, найти компромисс по которым невозможно. Но нельзя предсказать, что победит в депутатах: политическое стремление видеть Украину в ВТО или интересы тех групп, которые за ними стоят», — отмечает г-жа Малюгина.
Судьба вступления Украины в ВТО во многом будет зависеть и от политической ситуации. А именно — сумеют ли Президент и премьер достичь взаимопонимания и выработать единый курс. «Если намерения, декларируемые главой государства и премьером о дальнейшем создании коалиции, будут подтверждены и реализованы, то основные политические силы будут сориентированы на принятие законов и склонны продемонстрировать международному сообществу свой позитивный настрой. Если же этого не произойдет, то малейший вопрос или зацепка в проекте будут тормозить их принятие», — убежден директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Василий Юрчишин.
Татьяна Письменная
Инф. dsnews
e-finance.com.ua