• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Сложно отказаться
    2006-10-26 14:20:24

    Цена на газ в $130-135 за тыс. куб. м может стоить Украине контроля над газотранспортной системой

     «Переговоры касательно условий поставок газа в Украину в 2007 году близки к завершению. В следующем месяце мы узнаем цену газа на границе с Россией», — заявил министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко после одного из октябрьских визитов в Москву. По его словам, в следующем году в страну будут импортировать исключительно среднеазиатский газ, и с РФ уже достигнуты договоренности о его транспортировке.

    Речь идет, в частности, о зеркальных ставках при экспорте (российского газа — из Украины в ЕС, украинской части азиатского газа — из РФ в Украину), а также почти одинаковых транзитных тарифах: 1,5 $/тыс. куб. м газа на 100 км территории — для России; 1,6 $/тыс. куб. м газа — для Украины

    Карта "ГТС Украины"

    Схема "Потерянный рынок"

    Если бы зеркальные транзитные договоренности с россиянами были достигнуты в конце 2005 года (до подписания январских соглашений 2006-го, в результате которых швейцарская компания РосУкрЭнерго монополизировала поставки газа в Украину, а НАК потерял почти 50% рынка промышленных потребителей страны), у нас были бы все основания рассмотреть удачные итоги переговоров в Москве. Сейчас, к сожалению, таких оснований нет. Во-первых, неизвестно — кто (Нефтогаз или РосУкрЭнерго) будет импортировать азиатский газ в Украину и кто (ДК «Газ Украины» или ЗАО «УкрГазЭнерго») будет реализовывать этот газ промышленным потребителям. Во-вторых, непонятно, какую цену заплатил официальный Киев за зеркальные договоренности.

    Отвечая на вопрос Контрактов, Юрий Бойко признал, что ему не удалось восстановить выгодную для Украины связку «цена-транзит». «Мы подписали соглашение, фиксирующее тариф на 5 лет (4 января 2006 г. между РосУкрЭнерго, Газпромом и Нефтегазом. — Ред.). Должны его соблюдать, если хотим быть надежными партнерами», — подчеркнул министр. Таким образом, ситуация на внутреннем газовом рынке Украины, скорее всего, останется status quo (подробнее — см. Потерянный рынок).

    А повышение цены на газ для Украины (в госбюджет-2007 заложен показатель 135 $/тыс. куб. м) с сохранением старой цены на транзит усугубит финансовые проблемы Нефтегаза, поскольку себестоимость транспортировки напрямую зависит от цены на газ — ежегодно на работу перекачивающих агрегатов газотранспортной системы Украины тратится 5,5-5,8 млрд куб. м энергоресурса. Соответственно, победа Бойко в Москве может оказаться лишь отсрочкой поражения.

    Источники Контрактов в Кабмине уверяют, что в 2006 году Газпром был как никогда близок к достижению стратегической цели — получению контроля над ГТС Украины. Известно, что 10 октября президент Виктор Ющенко был вынужден лично позвонить немецкому канцлеру Ангеле Меркель и отметить заинтересованность Украины в возобновлении переговоров о наполнении консорциума (созданного еще в 2002 году) экономическим содержанием.

    В тот же день экс-президент Леонид Кучма заявил, что «консорциум — это простейший способ сохранить и модернизировать украинскую ГТС». Заявление Кучмы подхватили российские СМИ, слова Ющенко — СМИ западные. А госпожа Меркель встретилась с президентом РФ Владимиром Путиным.

    Каждая из сторон преследует собственные интересы в отношении ГТК, который сейчас работает в виде российско-украинского ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». Пожалуй, пока единственное достижение этой структуры — ТЭО строительства транскарпатской ветви газопровода «Богородчаны-Ужгород». Зато есть множество точек зрения на перспективы развития ГТК. Рассмотрим основные.

    Официальный Киев предлагает партнерам по консорциуму брать в паритетное управление все НОВЫЕ ветви транспортировки газа, а существующую ГТС оставить в собственности Украины. Аргументы в пользу данной схемы логичны — каждый год Европа увеличивает потребление газа на 2-3%, или — в абсолютном выражении — на 10-15 млрд куб. м (данные ДП «Укртрансгаз»). При этом в существующей транзитной системе «Средняя Азия — РФ — Украина — ЕС» остаются узкие места. В Украине таковым является участок перевала через Карпаты (длина ветки — 256 км), годовую пропускную способность которого можно увеличить с 5 до 19 млрд куб. м газа. Этот вариант наращивания транзита, с одной стороны, не требует многомиллиардных вложений в коммуникационные системы, которые Газпром намерен пустить в обход Украины. С другой — Украина, в отличие от РФ, располагает достаточным количеством магистральных подземных хранилищ, чтобы обеспечить бесперебойные поставки газа в ЕС.

    Российский взгляд на перспективы консорциума — поделить все поровну. Газпром предлагает создать совместный консорциум, который получит в управление всю ГТС Украины. «После этого мы рассмотрим вопрос расширения ГТС. И цену на газ для украинских предприятий повышать не будем», — уверяет заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев. Ценовой фактор — один из определяющих для украинских властей, уже более шести лет подряд пытающихся удержать цены на газ на внутреннем рынке, не стимулируя внедрение энергосберегающих технологий (путем предоставления преференций или, наоборот, введения санкций). Вместе с тем риски такого партнерства налицо — «братской» Беларуси, к примеру, Газпром продает газ по цене свыше 100 $/тыс. куб. м — дороже, чем Украине. Газпром уже контролирует ГТС Казахстана и Армении. Однако армянская труба (компания «Армросгаз»), в отличие от украинской, не имеет стратегического значения для ЕС — 40% газа в Евросоюз импортируется через Украину. А в Казахстане, куда Газпром пришел в 2001 году на смену бельгийской компании Tractebel, он управляет ГТС на основании концессионного соглашения.

    Напрямую интересуют Газпром и украинские газовые хранилища, ведь общий объем российских ПХГ составляет лишь 20 млрд куб. м. И предназначены эти хранилища для экстренной ликвидации перебоев в газоснабжении Москвы, Санкт-Петербурга и близлежащих территорий.

    Европейская точка зрения — создание системы балансов и противовесов. Суть этого подхода заключается в привлечении к консорциуму третьей — европейской — стороны. Корни этой схемы уходят в май 1998 года, когда в Вене был подписан двусторонний протокол правительства Украины и Всемирного банка. Тогда впервые были сформулированы базовые принципы создания многостороннего ГТК. Вариантов такого подхода существует множество. Основной: украинская сторона (40% акций) + Газпром (30%) + западная сторона (30%). Главный риск данной схемы — Газпром владеет значительными пакетами акций 18 профильных предприятий Евросоюза и Швейцарии. А компанию «Е. ОН Рургаз», которая якобы не против участия в таком консорциуме, вообще связывают давние, прочные и удивительно дружеские отношения с российским монополистом — сейчас они совместно реализуют проект строительства Североевропейского газопровода в обход Украины — по дну Балтийского моря.

    По сути, трехсторонняя схема развития ГТК делает Украину с ее транзитными мощностями заложником продавца (заинтересованного в максимизации прибыли за счет уменьшения цены транспортировки газа) и покупателя (стремящегося как можно дешевле покупать газ, в том числе за счет уменьшения транзитной составляющей цены).

    Альтернативные варианты развития ГТК — в обмен на совместное управление ГТС Украина получает право добывать газ в РФ с гарантией его транзита к российско-украинской границе и привлечение к трехстороннему консорциуму США (с равным распределением акций) — вызывают возражение со стороны Газпрома. Сейчас российская сторона прилагает максимум усилий, чтобы выгодные ей варианты развития консорциума были реализованы. Украинская — по информации Контрактов — вынуждена демонстрировать готовность идти на уступки. а времен президентства Кучмы продолжается.

    Сколько стоит ГТС
    Газотранспортная система Украины (ГТС) состоит из 37,6 тыс. км газопроводов, 73 компрессорных станций (110 компрессорных цехов, 703 агрегата по перекачке газа общей мощностью 5,4 тыс. МВт), 1607 газораспределительных станций, 13 подземных хранилищ газа общей емкостью более 32 млрд куб. м и объектов инфраструктуры. Газовые хранилища Украины — уникальны, их мощности позволяют бесперебойно обеспечивать газом Германию в течение трех месяцев.

    На входе ГТС способна принять до 290 млрд куб. м, на выходе — передать 175 млрд куб. м природного газа (в том числе 140 млрд куб. м — странам Западной и Центральной Европы). Потребителям Украины природный газ поставляют с помощью сетей, общая длинна которых составляет 287 тыс. км. Режим поставок обеспечивают около 51 тыс. газорегуляторных пунктов.

    К началу 2006 г. истек срок амортизации около 29% газопроводов, 60% коммуникаций ГТС находятся в эксплуатации от 10 до 33 лет. Каждый третий агрегат по перекачке газа отработал свой моторесурс и требует реконструкции. 11,6 тыс. км газовых сетей (около 7%) и 4,9 тыс. газорегуляторных пунктов (около 14%) эксплуатируются сверх отведенного амортизационного срока. В 2005 г. балансовые потери газа при транспортировке по ГТС Украины составили 1,06 млрд куб. м (0,5% общего объема, поступившего в страну). При транспортировке газа на работу агрегатов по перекачке ежегодно расходуется 5,5-5,8 млрд куб. м. По оценкам зампреда Газпрома Александра Медведева, «в реконструкцию украинской трубы нужно в течение 3 лет инвестировать около $8 млрд».

    Тариф на транзит газа по территории Украины в 2006 г. составил $1,6/тыс. куб. м на расстояние 100 км. По информации экс-председателя НАК «Нефтегаз Украины» Александра Болкисева, балансовая стоимость ГТС Украины составляет 9 млрд грн, а рыночная — около $18 млрд. «Если бы мы официально провели переоценку стоимости ГТС, то получили бы совсем другие амортизационные отчисления, существенно влияющие на обоснование транзитного тарифа», — подчеркивает Болкисев.
    По информации Контрактов, по данным Энергетической стратегии Украины до 2030 г.

    Потерянное первенство
    Первый магистральный газопровод на территории не только Украины, но и всего СССР был построен в 1940 году от Дашавского газового месторождения (возле Дрогобыча) до Львова. Длина газопровода — 70 км.

    Первое большое газовое месторождение в Украине — Дашавское — было открыто в 1913 году и вместе с Саратовским (Поволжье) стало одним из двух основных источников поставок газа в Москву. В 1954 году была построена рекордная по длине и мощности «труба» Дашава — Киев — Минск — Москва (длина — 1302 км, диаметр — 530 мм). После строительства газопроводов в Беларусь, Прибалтику и Польшу Украина становится одним из крупнейших экспортеров газа в Европе. Сейчас на базе «отработанных» дашавских скважин созданы подземные хранилища газа.

    В 1960-х годах центр украинской газовой промышленности переместился с запада на восток. В 1956 году началась промышленная эксплуатация Шебелинского месторождения на Харьковщине. Вместимость Шебелинки — 500 млрд куб. м газа. Вскоре на Харьковщину проложат магистральные трубы из Киева, Херсона, Кишинева, два газопровода — из Москвы. Украина обеспечивает газом значительную территорию СССР, преимущественно Россию. Объемы экспорта растут настолько, что возникают проблемы с газообеспечением самой республики. В 1967 году первый секретарь ЦК КПУ Петр Шелест напишет в письме в ЦК КПСС: «Несмотря на наличие в Украине разветвленной сети магистральных газопроводов, ряд промышленных центров, особенно Киев, Днепропетровск, Запорожье, Кривой Рог, Львов и другие города западных областей Украины в зимний период переживают серьезные трудности, связанные с газообеспечением».

    1975 год — расцвет украинской газодобычи. В Украине добыто (!) 68,7 млрд куб. м газа, республика экспортирует энергоресурсы в Россию, Беларусь, Литву, Латвию, Польшу, Чехословакию.

    В 1970-х годах открыты гигантские залежи газа на западе Сибири, в начале 1980-х оттуда проложены магистральные газопроводы «Уренгой—Ужгород», «Союз», «Братство». В УССР сосредоточены флагманы научной мысли в сфере добычи и транспортировки газа — НИИ «Трансгаз» и «Укргазпроект» (Киев), ЮЖНИИГИПРОГАЗ (Донецк).

    1994 год — Газпром предпринимает первую неудачную попытку выкупить часть магистральных газопроводов и подземных хранилищ ГТС Украины. Предложенная цена — $400 млн.

    Правовой статус ГТС Украины
    Действующее законодательство Украины определяет ГТС как имущественный производственный комплекс, предназначенный для транспортировки и хранения природного и нефтяного газа. Этот комплекс включает в себя, в частности: магистральные газопроводы, газопроводы-ответвления, газораспределительные станции и подземные хранилища газа. Категория «имущественный комплекс» уточнена приказом ФГИ Украины № 78 (от 05.05.2001 г.). Там же сказано, что объекты, совокупность активов которых обеспечивает проведение отдельной хозяйственной деятельности общегосударственного значения, не подлежат приватизации. Согласно Закону «О трубопроводном транспорте» (от 15.05.1996 г.), все составляющие ГТС относятся к государственной системе трубопроводного транспорта Украины. Этим же Законом установлено, что трубопроводный транспорт, имеющий важное народнохозяйственное и оборонное значение, является госсобственностью.

    Поскольку собственником ГТС является государство (осуществляющее управление системой в лице уполномоченных органов — Кабмина, Минтопэнерго и Нефтегаза), то принятие решения о переведении ГТС в другую форму собственности — исключительная прерогатива ВР.

    Действующим законодательством Украины запрещена передача в аренду объектов госсобственности, включенных в перечень объектов, не подлежащих приватизации (ГТС относится к таким объектам).

    Теоретически, на основании договора концессии объект госсобственности может быть передан в долгосрочную аренду. При этом концессионер получает право собственности не на сам объект, а на прибыль, полученную от управления (эксплуатации) объектом, и на продукцию (услуги), произведенные в результате выполнения условий концессионного договора. Реальный собственник объекта — государство — вправе рассчитывать только на обусловленное в концессионном договоре вознаграждение и, в случае невыполнения концессионером обязательств, может досрочно расторгнуть договор. Передача ГТС в концессию (в случае исключения системы из перечня объектов, не подлежащих приватизации) выглядит достаточно привлекательно, однако существуют высокие риски заключения концессионного договора, не в полной степени отвечающего интересам государства. На практике это может привести к потере контроля над тарифной политикой и, как следствие, к уменьшению транзитных тарифов на экспортируемый газ и увеличению тарифов на внутреннюю транспортировку.

    По материалам юридической фирмы «Салком»

    Павел Солодько

    Инф. kontrakty

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.