• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Ваш финансовый доктор
    2006-10-26 15:06:50

    Задача аудиторов и консалтеров — быстрый поиск денег для клиента и психологическая помощь обственникам бизнеса

    Зачем платить консультантам при слиянии двух компаний, если менеджмент способен заключить сделку самостоятельно? Зачем заказывать бухгалтерские услуги на стороне, если главбух хорошо справляется со своими обязанностями? Польза консалтинга сомнительна, уверены многие собственники бизнеса: за час работы советчика украинский бизнесмен отдаст $50-200 — причем зачастую лишь для того, чтобы поговорить с посторонним о наболевших проблемах. Готовых бизнес-решений консультанты не предоставляют. А дорогостоящие аудиторы и вовсе работают против собственника — выискивая в его компании все мыслимые и немыслимые проблемы.

    Проверка содержания
    «Чтобы объединить две крупные компании, вовсе не обязательно обращаться к сторонним советникам», — уверен Николай Кмить, CEO компании IDS Group (ТМ «Моршинская», «Миргородская»). По его словам, у руководства компании «Моршинский завод минеральных вод «Оскар» (впоследствии объединившегося с Миргородским заводом минвод и ЗАО «ИДС» в IDS Group) перед заключением сделки по слиянию был пригласить консультантов и предоставить им организацию всего процесса M&A. Однако топ-менеджеры, поразмыслив, отказались от этой затеи. Если бы консультанты знали секрет успеха M&A, не было бы столь грустной статистики: по данным международной консалтинговой компании McKinsey, около 70% всех сделок по слиянию и поглощению в мире оказались неэффективными.

    А вот без аудита не обойтись, считает Кмить. Его компания задолго до сделки перевела бухгалтерию на международные стандарты учета и прошла несколько этапов аудита. «Сейчас без аудита — никуда, обязательное требование любого инвестора — наличие финансовой отчетности, заверенной независимым специалистом», — пожимает плечами Кмить.

    Аудит по международным стандартам действительно набирает обороты в Украине. Все больше компаний выходит на зарубежный рынок капитала (привлекая кредиты, выпуская облигации и т. д.), оки которого требуют наличия аудированных финрезультатов. «Условия западных инвесторов вполне логичны. Им необходимо знать финансовое состояние компании, ее кредитоспособность — то есть, сколько компания реально способна занять средств и как долго она будет их возвращать», — говорит Сергей Балченко, директор компании BDO Balance-Audit.

    На украинском рынке аудита, как, впрочем, и во всем мире, доминируют компании «большой четверки» — KPMG, Ernst&Young, Deloitte&Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, — а также группа BDO. Их основные клиенты в Украине — две группы компаний. Первая — претенденты на IPO: украинские ФПГ (например, PricewaterhouseCoopers уже несколько лет сотрудничает с System Capital Management и компаниями Привата) или средней руки оки потребительского сектора. Вторая группа — представительства западных компаний, которые обязаны проходить аудит для отчета перед материнскими компаниями.

    Проблема аудита в Украине заключается в том, что многие компании имеют серую финансовую отчетность — укрываются от налогов, ведут двойную бухгалтерию и пр. Принято считать, что аудит по международным стандартам требует заблаговременного перехода компании на прозрачную отчетность. На деле это не так. «Наша компания переходила на международные стандарты во время трехлетнего аудита — пока бизнес проверяли за 2003 год, бухгалтеры компании старались, исходя из предъявляемых аудиторами требований, вести отчетность 2005 года по-новому», — рассказывает Светлана Романченко, директор по маркетингу компании «Астарта-Киев».

    Психолог для бизнеса
    Если спрос на аудит крайне высок — даже владельцы элеваторов желают иметь позитивное заключение специалистов «большой четверки» о своем бизнесе, то консалтинг у нас по-прежнему мало востребован. Иностранные компании предпочитают нанимать в Украине исключительно юристов и налоговых консультантов, способных провести бизнес через тернии местного налогового законодательства. А отечественные собственники к консультантам относятся настороженно. Одна из главных причин — недешевые услуги специалистов такого рода: гонорар одного лишь консультанта составляет более двух сотен долларов за час работы (то есть $1500-2000 за полный рабочий день).

    «Разработка консультантом бизнес-стратегии или бизнес-плана, по сути, представляет собой разговор о целях собственника. Бизнесмен при помощи консультанта должен понять, чего конкретно хочет от своего бизнеса, и затем изложить это в совместно разработанной стратегии», — рассказывает Мейсон Токарж, управляющий партнер компании KPMG в Украине. Проще говоря, в этом случае консультант напоминает хорошего психолога, помогая клиенту понять его желания и намерения. «Наша компания в услугах консультантов никогда не нуждалась — мы четко знали, почему нашему бизнесу необходим стратегический партнер, и что сделка M&A принесет в будущем», — возражает Токаржу Николай Кмить. Украинскому бизнесмену вторит Светлана Романченко: «Финансисты Астарты задолго до выхода компании на IPO разработали модель развития бизнеса».

    Другой тип консультантов — приходящие бухгалтеры. В Украине эта услуга особенно востребована в небольших компаниях, а также зарубежных представительствах. «Услуга не требует наличия отдельного рабочего места для бухгалтера, налоговая отчетность компании всегда сдается вовремя — даже если специалист заболел, компания — провайдер услуг заменит его другим бухгалтером. Плюс у многих из специализированных фирм есть свои, давно наработанные связи с налоговой», — рассказывает Сергей Балченко.

    Однако даже отечественные бизнесмены солидарны с консалтерами: сторонний консультант необходим, если в компании нет собственных специалистов в той или иной сфере, а также когда компания собирается выходить на зарубежный рынок капитала. Кроме того, по мнению специалистов, внешним консультантам ни в коем случае не стоит доверять функции внутреннего контроля над бизнес-процессами компаний.

    «Пользоваться помощью консультантов имеет смысл, если сотрудники самой компании не обладают профессиональными навыками, необходимыми для решения какой-то конкретной и одноразовой задачи. В других случаях правильнее справляться собственными силами, без помощи приходящих советников», — резюмирует Сергей Остапенко, консультант по финансовому управлению телекоммуникационной группы компаний Central European Media Enterprises..

    Впрочем, возможности консультантов не стоит недооценивать. Порой персонал компании — даже при наличии сильных финансовых директоров — не всегда способен правильно рассчитать, какой из источников финансирования является наиболее выгодным. «Помимо множества инструментов для финансирования, существует огромное количество банков и инвесторов, которые на разных условиях готовы финансировать разные проекты. Не все штатные специалисты компаний знают обо всех возможных вариантах привлечения средств», — поясняет Токарж роль консультанта по корпоративным финансам.

    Более того, любой компании могут срочно понадобиться средства: например, ситуация на рынке благоприятствует расширению бизнеса. Без помощи советников не обойтись, если деньги нужны в срочном порядке — компания своими силами вряд ли сможет найти желаемую сумму в сжатые сроки. Правда, консультанты могут и нагнетать ажиотаж: например, утверждая: если за два месяца компания не выпустит евробонды, этот рынок будет для нее потерян навсегда. Общее правило при работе с консультантами: доверяя, проверяй.

    Ставка на аудит
    В прошлом году суммарный доход компаний «большой четверки» — Ernst & Young, KPMG, Deloitte&Touche Tohmatsu и PricewaterhouseCoopers, лидеров рынка аудита и консалтинга, превысил $60 млрд. Ежегодно доходы компаний растут на 10-15%. Аудит, налоговый консалтинг, помощь в проведении сделок M&A и бизнес-консалтинг — стандартный набор услуг любой крупной консалтинговой компании. Самая большая статья доходов «большой четверки» — аудиторские проверки (около 50%), на втором месте — налоговый консалтинг (30%). На бизнес-консалтинг приходится не больше 10% дохода.

    Количество украинских консалтинговых компаний давно перевалило за пять сотен. Большинство отечественных консалтеров специализируются лишь на одном направлении деятельности — например, слияние с отечественной компанией, продажа бизнеса зарубежному инвестору, подготовка к частному размещению или IPO.

    Однако есть и такие, которые используют принцип западных компаний «все в одном». Как правило, владельцы и топ-менеджеры украинского консалтингового бизнеса — экс-сотрудники компаний «большой четверки» или зарубежных представительств международных консалтинговых групп и инвестбанков.

    Елена Шкарпова

    Инф. kontrakty

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.