Бум на новые автомобили держит в тонусе вторичный рынок за счет внутренних перепродаж. Повышение в 2005 году таможенных пошлин с 15% до 25% и акцизов (в среднем в полтора-два раза) на импортные автомобили более всего повлияло на импорт подержанных иномарок в Украину. В результате официальный объем продаж ввезенных из-за рубежа бывших в употреблении машин (новые регистрации) в первом полугодии 2006 года составил только 1% от реализации всех автомобилей.
Освободившееся место заняли новые авто. Доля их продаж в первом полугодии достигла 48%. Но, сократившись до 52%, вторичный рынок в количественном выражении увеличился на 4%. По данным журнала Auto Bild Украина, за шесть месяцев этого года 90,2 тыс. автомобилей сменили своих хозяев. По мнению участников рынка, это произошло благодаря увеличению реализации новой техники. Учитывая, что во втором полугодии продажи новых авто продолжают увеличиваться, будет расти и вторичный рынок. Эксперты отмечают, что последний сейчас поддерживается и растет за счет первичных продаж.
«Продам-куплю» и автобазары
Как свидетельствует опрос операторов вторичного рынка, проведенный «ДЕЛОМ», подержанные машины в основном продаются через объявления в прессе. При этом около 80% объявлений дают владельцы авто, еще 20% — те, кто профессионально занимается перепродажей.
Второй по успешности способ реализации — авторынки. Здесь продавцов-профессионалов большинство — до 70%. Специалисты говорят, что продать автомашину на автобазаре сложнее, чем по объявлению. «Если человек покупает по объявлению, он уже определился с маркой и моделью. При осмотре он убеждается в том, что машина в состоянии, которое его удовлетворяет, и приобретает, — говорит Олег Сапронов, частный предприниматель, занимающийся автобизнесом. — На рынок же он приходит с деньгами и видит большое количество блестящих автомобилей. У него появляются сомнения и метания, он теряется и уходит». Сделка может состояться в первый же выезд на базар или затянуться надолго, иногда и до двух лет. «Все зависит от машины», — подчеркивает Сапронов.
По мнению Павла Козюбы, директора киевского авторынка «Центральный», преимущество автобазара в том, что там коммерческие и криминальные риски сведены к минимуму. «Наиболее безопасно все этапы приобретения автомобиля — осмотр, экспертизу, оформление — производить в размещенных на территории рынка службах», — говорит он.
Еще один вариант купли-продажи — комиссионные площадки автосалонов, которые принимают на реализацию б/у машины частников. Как правило, ими пользуются, когда покупатель хочет приобрести авто в кредит. Продавец получает от банка всю сумму сразу, а покупатель — авто и обязательства погашать кредит. Правда, покупатели вместе с ссудой получают и некоторые обязательства. Во-первых, во всех документах на машину придется указывать ее реальную цену, что приведет к значительным выплатам — только в Пенсионный фонд нужно будет перечислить 3% от стоимости, а также регистрационный сбор. Во-вторых, придется страховать автомобиль по КАСКО. Тем не менее, продавцы отмечают, что спрос на автокредиты растет, и советуют обязательно указывать в объяв-лениях возможность продажи в кредит.
Также появляются компании-брокеры, которые по заказу покупателя подбирают подержанный автомобиль. Неопытный покупатель рискует переплатить или приобрести машину в плохом состоянии. По заверениям брокеров, стоимость их услуг компенсируется тем, что машина будет в хорошем состоянии и по справедливой цене. Так, по данным Антона Моргуненко, директора по маркетингу AutoES, одной из таких компаний, поиск машины по цене $11-15 тыс. будет стоить около $450.
Как отметили все продавцы, объявления в Интернете малоэффективны, так как большинство их просрочены или неправдивы.
Что покупают на «вторичке»
Большинство профессиональных продавцов говорят, что самые популярные — автомобили, бывшие в эксплуатации до трех лет. «Основной объем продаж в двух ценовых нишах — $8-15 тыс. и $20-35 тыс.», — говорит Сапронов. А самый неудобный для продавца ценовой диапазон, по его словам, — $15-17 тыс., потому что это уже не дешевые и еще не престижные автомобили.
По мнению Игоря Филиппова, коммерческого директора AutoES, наибольший спрос на подержанные японские и немецкие автомобили. Он отмечает, что «японцы», начиная с 1995 года выпуска, имеют повышенную стойкость к коррозии. «Из легковых японских автомобилей можно выделить Honda Civic, Mitsubishi Carisma, Toyota Corolla», — говорит Филлипов. Среди «немцев» он выделяет Volkswagen Passat и Golf, а также Opel Vectra и Astra, отличающиеся дешевыми запчастями и надежными двигателями. Merсedes и BMW Филиппов рекомендует состоятельным покупателям. «Обычно эти автомобили потребляют много топлива, и запчасти к ним стоят немало», — поясняет он.
Директор киевского авторынка «Центральный» отмечает повышенный интерес на автовторичке на такие автомобили, как Skoda Oktavia, Fabia и Daewoo Lanos. «У этих машин удачное соотношение цена/качество», — считает Козюба.
Большинство операторов рынка подчеркивают все большую популярность моделей с дизельными двигателями. Особенно это касается внедорожников. «После подорожания топлива все покупатели джипов ищут дизель», — говорит Сапронов. Козюба обращает внимание на повышенный спрос на дизельные модификации Skoda.
Еще одна деталь в комплектации, к которой пристально присматриваются покупатели, — автоматическая коробка передач. По опыту Сапронова, очень тяжело продать машину в ценовой нише свыше $20 тыс. без «автомата».
Другие продавцы отмечают увеличивающуюся популярность недорогих автомобилей — до $10 тыс. — также с автоматической коробкой передач. Объясняется это тем, что в последнее время среди водителей все больше новичков и женщин, для которых механическая коробка передач — лишняя головная боль.
Быть осторожным
При покупке машины с рук опытные перекупщики советуют в первую очередь смотреть на документы. В техническом состоянии необходимо обращать внимание на кузов. «Главное — битая или не битая. Если кузов плох, его уже толком не исправить», — утверждает торговец, не пожелавший назвать свое имя. По его словам, двигатель и особенно ходовая часть машины требуют меньших затрат для исправления дефектов.
Андрей ЗАИКА / Василий ГУМЕНЮК
Инф. delo
e-finance.com.ua